Вяземские ведомости Частная независимая газета. Заметки, публикации, обзоры

Ответ
Старый 27.02.2012, 09:44   #1
Волонтер
 
Аватар для Gereford
Дополнительная информация
Вопрос

Сохраним ли мы прошлое?


Сохраним ли мы прошлое?

Этот год богат для Вязьмы на юбилейные даты. Об этом человеке нельзя не вспомнить. В июне прошлого года исполнилось 25 лет, как ушёл из жизни наш земляк, выдающийся реставратор, счастливо соединивший в себе талант и богатейшие знания историка, архитектора, искусствоведа и художника. Это был Пётр Дмитриевич Барановский.
Он родился в 1892 году в селе Шуйское Вяземского уезда в семье крестьянина-ремесленника. Через несколько лет Барановские перебрались в соседний Дорогобужский уезд, где отец приобрёл мельницу на реке Искожи. Здесь, на хуторе Шагирка, прошло детство будущего мастера. Он был старательным помощником отца, в деталях изучил конструкцию и работу мельницы, полюбил строительное дело.
П.Д. Барановский окончил строительно-техническое училище, но очень рано его интересы сосредоточились на памятниках древне-русской архитектуры. Здесь и пригодились знания в строительном деле: обмеры и описания храмов и усадеб, проектирование реставрационных работ требовали не только искусствоведческих знаний, но и технических знаний и навыков.

Десятки лет провёл П.Д. Барановский в поездках по России, отыскивая не только в городах, но и в глубинке храмы, монастыри и усадьбы, изучал и описывал их, создавал проекты реставрации, добиваясь всеми силами выделения средств на их восстановление и сохранение. Он осуществил титанический объём работ по обмерам, экспертизе состояния и реставрации памятников, благодаря чему около 80 из них были возвращены к жизни, ещё десятки – получили проекты на возрождение.
Но где бы ни был этот великий художник, он всегда возвращался к своим истокам, на Смоленщину, где благодаря его усилиям получили вторую жизнь церкви ХII века в Смоленске, Болдинский монастырь под Дорогобужем, Иоанно-Предтеченский монастырь в Вязьме с его жемчужиной – церковью Одигитрии, которую Пётр Дмитриевич нежно и преданно любил. И, конечно, Хмелита, где давно работает ученик П.Д. Барановского В.Е. Кулаков. «Он всегда помнил о своём крестьянском происхождении, – пишет Н.М. Громов, хорошо знавший Барановского, – любил людей трудового склада, терпеть не мог лодырей и бездельников, с презрением относился к тем, кто во главу угла ставил личный комфорт и карьерные соображения. При внешней простоте и редкостной скромности, в личном общении Барановский поражал силой духа, настойчивостью, глубокими знаниями и высокой гражданственностью».

Бывая в Вязьме, П.Д. Барановский не мог не познакомиться с человеком, который столь же подвижнически служил истории своего родного города. Это был учёный-краевед, учитель средней школы №5 Степан Ильич Борисов.

Два этих человека не только близко знали друг друга, не только встречались и переписывались, но и, видимо, ощущали глубокое духовное родство. И по характерам, и по душевному складу, по врождённой скромности и интеллигентности они были схожи. Обо всём этом свидетельствует письмо П.Д. Барановского С.И. Борисову.
В богатом эпистолярном наследии последнего, ещё практически неизученном, это письмо отыскал Н.Е. Павлов, первый исследователь педагогической деятельности С.И. Борисова и П.М. Запорина.

Письмо не датировано, по косвенным признакам его можно отнести к началу 60-х годов прошлого века. Приводим это письмо почти полностью, с сохранением авторской орфографии и пунктуации.
«Дорогой Степан Ильич!

Прошу Вас извинить меня за то, что я не удосужился написать Вам раньше. Случилось это потому, что я надеялся недели две тому назад, возвратившись из Болдина, сразу же дня через два поехать к Вам. Договорились об этом с В.В. Шеко (и.о. директора Смоленской реставрационной мастерской – Л.А.) по телефону, и он обещал выслать срочно материалы и каменщиков, а меня известить. И вот я две недели ждал этого извещения, со дня на день собираясь выехать.

Потом уже накануне Октябрьских праздников приехал сюда Веселов и сказал, что ими решено послать всё необходимое в Вязьму и известить меня после праздников примерно числа 9-го.

Мы условились здесь встретиться и уточнить вопрос, но он по-видимому уехал в Смоленск и не позвонил: я ждал его звонка целый день. Конечно, всё это только объясняет, но не оправдывает моего молчания.

В Дорогобужских, Болдинских – работа, предыдущий этап их прошёл успешно, основа для крыши сделана, наряд на лесоматериал послан из Вязьмы, я собираюсь поехать в Болдин по пути в Смоленск. Там самое неприятное, лишающее надежд и перспектив то, что директор школы, которому поручен общественный школьный музей, нисколько им не интересуется. Относится хуже, чем безразлично, и как помочь этому я не представляю.

О тяжёлых последствиях такого положения могу рассказать при личном свидании, сейчас же скажу только, что при наличии хороших обещаний со всех сторон, на деле я остаюсь и чувствую там одиноким. Вот и в Вязьме я думаю Вы достаточно одиноки и нет того коллектива и общественного интереса, который необходим, чтобы хорошее начало было продолжено.

Удалось ли получить хотя бы одну штатную единицу на Вяземский музей и послано ли ходатайство об этом в область и в центр? Это очень необходимо было бы сделать.
…Несколько лет тому назад имел пренеприятный разговор с председателем научномет. совета, которого я упрекнул за то, что в течение года не выполнено обещание послать специалиста в Хмелиту. Так и сейчас вопрос повис в воздухе. Скоро увидимся и расскажу подробности…

Уважающий Вас
П. Барановский».

Из этого послания ясно видно, что заботило Петра Дмитриевича: Болдино, Хмелита, Вязьма. Нельзя не почувствовать, сколько высокомерного пренебрежения и унижения испытывал этот известнейший человек от чванливых чиновников разного уровня.
Он вынужден был неделями ждать обещанных звонков и годами – обещанного дела, сталкивался с равнодушием и безразличием к тому, что считал важным и необходимым для сохранения культурных богатств России.

Неудивительно то чувство одиночества, в котором признаётся великий мастер скромному провинциальному учителю. Поистине великий человек велик во всём, и те извинения, которые он приносит С.И. Борисову за задержку с ответом, рисуют нам душевное благородство и внимание к людям, свойственные возвышенной душе П.Д. Барановского.

Он умер в 1984 году. На родине, в Вязьме, П.Д. Барановского чаще всего вспоминают в Хмелите, где В.Е. Кулаков, продолжая дело своего наставника, возвращает к жизни исторические места Грибоедовых и Нахимовых. Возрождаются и Иоанно-Предтеченский монастырь, и храм Одигитрии, чему можно только порадоваться.

В 2002 году, в 110-ю годовщину со дня рождения Петра Дмитриевича, прошла большая научная конференция, посвящённая великому реставратору. Её участники провели заседания в Хмелите, Дорогобуже и Смоленске. Но начали они с деревни Шуйское, где на здании школы была открыта мемориальная доска в честь П.Д. Барановского.

На открытии присутствовали руководители района, многочисленные гости. Всё это замечательно и приятно. Но какой тревогой было пронизано выступление на конференции археолога из Москвы Т.В. Сергиной! В течение ряда лет она вела раскопки в Вязьме и её окрестностях, выявила богатейший культурный слой в нашем городе, накопившийся за его почти 800-летнюю историю и содержащий неведомые нам ещё исторические сокровища. Этот культурный слой непрерывно разрушается в ходе новой застройки и, в отличие от памятников, не может быть восстановлен.

В плачевном состоянии находятся архитектурные памятники на селе. В самом городе разрушаются (нередко сознательно – разбираются на кирпич) здания гражданской архитектуры ХVIII – ХIХ веков, которые выстояли даже в годы войны.

Уже не раз Т.В. Сергина предлагала: Вязьме нужен государственный инспектор по
охране памятников истории и культуры. Вязьме необходимы специалисты-профессионалы для музейной работы, реставрации и проведения археологических работ прежде всего в городской черте.

Сергина давно считает необходимым целевым направлением в МГУ подготовить хотя бы одного специалиста, выделив ему городскую стипендию, обязав после окончания вуза вернуться в родной город. Уже сейчас можно отправить на переподготовку молодого историка, имеющего высшее образование, и через год мы будем иметь специалиста нужного профиля. Или вновь победит то безразличие и пренебрежение, с которыми сталкивался П.Д. Барановский?

Нужно было бы возродить Вяземское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которое когда-то действовало в городе и первым председателем которого был Степан Ильич Борисов. В Вязьме сейчас тысячи студентов, которых можно привлечь к работе по консервации памятников архитектуры и уходу за ними. Как говорится, нужна политическая воля руководителей, иначе стыдно будет перед потомками.

И как никогда своевременно звучат слова П.Д. Барановского, которые он написал на книге одного из своих учеников: «Пусть десятидневная встреча и работа в Болдине по воскрешению к жизни погибшего памятника останется одной из путеводных звёзд для устремлений будущего в мир правды, добра и красоты, в мир, где памятники искусства служат живой связью поколений».

Л. Аскерко

P.S. Прошло семь лет, как эта статья была написана и опубликована в одной из местных газет.
И что изменилось? Читатель, суди сам!
  Ответить с цитированием
Старый 27.02.2012, 17:23   #2
Консультант
 
Аватар для Stek
Дополнительная информация
По умолчанию

Ничего не изменилось к сожалению... если что-то делается то лишь благодаря энтузиастам. Gereford, дубли тем я удалю.
  Ответить с цитированием
Старый 28.01.2018, 22:53   #3
Волонтер
 
Аватар для Веста
Дополнительная информация
По умолчанию

Немного истории.
Список лиц,состоящих на службе при духовно-учебном заведении в начале 1901-1902 учебного года.
ВЯЗЕМСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ
Якимович Даниил Кириллович – смотритель училища, ст. сов., сын псаломщика Волынской губернии, кандидат Московской духовной академии; с 26 сент. 1881 г. преподаватель психологии, обзора философских учений и педагогики в Смоленской духовной семинарии; с 1891 г. смотритель Вяземского духовного училища. Состоит членом Отделения Вяземского уездного Епархиального Училищного Совета и Совета Аврамиевского Братства и членом Вяземского уездного Отделения попечительства о народной трезвости. Имеет ордена: св. Анны и св. Станислава 3 ст. Женат, имеет 3-х дочерей.
Тихвинский Иван Иванович - помощник смотрителя, колл. сов, сын священника Рязанской губернии, кандидат богословия Киевской духовной академии; с 1891 г. учитель русского языка в Скопинском духовном училище; с 8 декабря 1894 г. преподаватель греческого языка в Смоленской духовной семинарии; с 4 марта 1898 г. помощник смотрителя Вяземского духовного училища. Имеет орден св. Станислава 3 ст. Женат, имеет детей.
Воронцов Василий Иванович – преподаватель арифметики и географии, ст. сов., сын священника Московской губернии, кандидат Московской духовной академии; с 7 апреля 1877 г. смотритель Звенигородского духовного училища; с 22 декабря 1884 г. преподаватель гражданской истории в Томской духовной семинарии; с 10 апреля 1891 г. учитель географии и арифметики в Вяземском духовном училище; в 1896 г. утвержден в звании старшего преподавателя училища; с 22 февраля 1896 г. член Правления и делопроизводитель. Имеет орден св. Станислава 3 ст. Жена т, имеет 2-х дочерей.
Горбатовский Семен Прокопьевич – преподаватель русского языка с церковно-славянским в трех старших классах, надв. сов., сын священника Черниговской губернии, кандидат Московской духовной академии; в 1889 г. определен столоначальником Черниговской Духовной Консистории; с 1891 г. учитель русского языка в Вяземском духовном училище. Состоит членом Отделения Вяземского уездного Епархиального Училищного Совета и Совета Аврамиевского Братства. Холост.
Малыгин Александр Платонович – преподаватель греческого языка, ст. сов., сын священника Тверской губернии, за службу отца причислен к потомственному дворянству; кандидат богословия Московской духовной академии; с 1885 г. помощник инспектора Смоленской духовной семинарии; с 1890 г. учитель русского языка с церковно-славянским в Осташковском духовном училище; с 1892 г. учитель греческого языка Вяземского духовного училища. Женат, имеет детей.
Георгиевский Николай Матвеевич - преподаватель латинского языка, надв. сов., сын псаломщика Владимирской губернии, по окончании курса академии допущен к исправлению должности надзирателя при Владимирской духовной семинарии; 23 дек. 1895 г. определен учителем в Вяземское духовное учил.; он же преподает церковное пение в трех старших классах училища. Состоит членом Отделения Вяземского уездного Епархиального Училищного Совета и Совета Аврамиевского Братства. Холост.
Лызлов Василий Семенович – учитель русского языка с церковно-славянским в I кл. училища, выпускник Смоленской духовной семинарии, надв. сов., сын священника Смоленской губернии; в 1885 г. определен на должность надзирателя в Вяземское духовное училище; 11 марта 1890 г. определен учителем приготовительного класса с оставлением за ним должности надзирателя; 16-21 октября 1892 г. перемещен на должность учителя русского языка с церковно-славянским в I кл. училища с назначением учителем чистописания в I и II классах училища и и.д. надзирателя-репетитора. Имеет орден св. Станислава 3 ст. Женат, имеет детей.
Селезнев Сергей Иванович – надзиратель-репетитор училища, выпускник Смоленской духовной семинарии, сын псаломщика Смоленской губернии; 13 сентября 1900 г. допущен к исправлению должности репетитора-надзирателя, в каковой утвержден 2 дек. 1900 г. Холост.
Пожарский Дмитрий Федорович – и.д. учителя церковного пения в I кл. училища, псаломщик; в 1896 г. уволен по прошению из IV кл. Смоленской духовной семинарии; имеет звание учителя одноклассной церковно-приходской школы с правом преподавания церковного пения; исправляющим должность учителя утвержден 7 сентября 1898 г. Холост.
  Ответить с цитированием
Старый 20.02.2018, 18:43   #4
Леший
 
Аватар для ВВС
Дополнительная информация
По умолчанию

Надо жить не прошлым или будущим, а настоящим, ибо, в прошлом все без изменения, а будущее может и не наступить
  Ответить с цитированием
Старый 20.02.2018, 18:47   #5
Волонтер
 
Аватар для Веста
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от ВВС Посмотреть сообщение
Надо жить не прошлым или будущим, а настоящим, ибо, в прошлом все без изменения, а будущее может и не наступить
А настоящее всего лишь миг между прошлым и будущим.
  Ответить с цитированием
Старый 22.02.2018, 15:08   #6
Супер-модератор
 
Аватар для Lady Shi
Дополнительная информация
По умолчанию

А газета Вяземские ведомости существует в настоящее время?
  Ответить с цитированием

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Вкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Карманные революционЭры. Прошлое и настоящее. Stek Без комментариев 2 09.02.2012 22:31
В прошлое воскресенье беременному мужчине сделали кесарево сечение Lord Занимательная история 10 11.07.2008 15:09


Текущее время: 18:33. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot