История Вязьмы Исторические документы о Вязьме, фото и кинохроника, исторические литературные произведения, новейшая история и карты города Вязьма

Ответ
Старый 23.03.2008, 21:09   #1
Канцлер
 
Аватар для Алексей
Дополнительная информация
По умолчанию

Вязьма языческая


Этот очерк не претендует на историческую достоверность, ввиду отсутствия точных данных археологических исследований, скудность исторических материалов и невозможности посещения краеведческого музея г. Вязьмы.
Данный очерк родился после моего ознакомления с работой известного вяземского краеведа Black «Истоки» и невольно возникших вопросов по данной теме. И носит скорее уточняющий а больше познавательный характер. Мы постараемся ответить на ряд вопросов на которые Black не дал ответ.
1. Географическое местоположение г. Вязьмы?
Вязьма - один из древнейших городов России. Город расположен на холмах по обоим берегам р. Вязьма, которая соединяет верховья бассейнов Днепра, Волги и Оки. Правый берег низкий и пологий. Напротив впадения р. Бебрь. Вязьма энергичной петлей огибает холм с городищем на левом берегу, впоследствии названный Соборным, Сам город находится на так называемой Вяземской возвышенности, которое представляет водораздельное пространство между речными системами Днепра, Вазузы и Угры и выступает в качестве водосбора их многочисленных притоков. На преобладающей территории высота современной поверхности от 220 до 240 м, увеличиваясь местами до 260-280 и более м. Основу дневной поверхности образуют крупно-холмисто-грядовый рельеф краевых образований с колебанием высот в 20-25 м.
2. Точное местоположение древнего города?
До сих пор ведутся споры о месте происхождения города. Существуют три версии: первая, что город берет свое начало от Соборного холма, вторая версия это место сплетения реки Вязьма и реки Бебря ( берет название от Бобра) и наконец последняя версия это место в двух километрах к юго-западу от современной Вязьмы , Русятке Раскопки в Вязьме, и ее окрестностях проводили Е.Н. Клетнова, вяземские педагоги П.М. Запорин и Борисов. В этом направлении работала Т.В. Сергина, сотрудник Института археологии Российской Академии наук. . «Сегодня категорично можно утверждать, что в районе современной Вязьмы первое древнерусское укрепленное поселение возникло на р. Русятке», - пишет Шорин. Далее Шорин пишет: «Сравнение данных раскопок на Русятке и Соборной горе позволило Т.В. Сергиной сделать вывод, что хронологически Русятское городище было предшественником города Вязьмы и представляло собой «форпост Смоленской земли с военным гарнизоном, контролировавшим этот район течения Вязьмы до тех пор, пока в 1239 году неподалеку от него не возник центр самостоятельного удела». Можно сделать и другое предположение учитывая тот факт что остатки городища на Русятки имели следы большого огня, следуя этому можно предположить, что городище на Русятке было уничтожено при пожаре, и новое место город нашел на современной территории ( пример Рязани ).


Последний раз редактировалось Алексей; 25.03.2008 в 00:56.
  Ответить с цитированием
Старый 23.03.2008, 21:10   #2
Канцлер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Алексей
Дополнительная информация
По умолчанию

3. Откуда произошло название города?
Об этом нам подробно рассказывает в своей работе знаменитый вяземский краевед Black «Одни считали, что название произошло от "вязкого места" , другие что от имени реки, третьи предположили, что жило когда-то в этих краях финское племя весь».Однако нельзя не учитывать и топографию того места, где возник город. Дело в том, что там, где расположен город, река имеет удивительное русло и как бы обвязывает город полукольцом, «вязь» (от глагола вязать, обвязывать). Поскольку таких поворотов два, то окончание -ма (окончание двойственного числа в древнерусском языке) указывало на двойственное число. Поэтому название города может быть объяснено и следующим образом: Вязьма – это город, дважды обвязанный рекой. Стоит отметить что наши предки жили в согласии с природой и были очень наблюдательны.
4. Кто заселял в древности территорию Вязьмы?
Black рассказывает нам « когда-то в этих краях ;жило финское племя весь. Горячие парни совсем обрусели, и к ним прилипло русское окончание ма, и получилось – Вязьма» Вот так одной строчкой нам объяснили о первых жителей Вязьмы, и одной из версии происхождения названия Вязьмы, совсем упустив из вида кривичей. Действительно, по мнению многих историков, данную территорию заселяли финно-угорские племена, однако в следствии экспансии славянских племён народонаселение первоначально было смешанным, произошло так называемая « ассимиляция» т.е видоизменятся, уподобится кому-нибудь, наконец, славянское племя окончательно поглотило финнов. Кривичи были, вероятно, первыми восточными славянами, двинувшимися в VI в. из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад и запад, где они встретили сильные литовские и финские племена, кривичи продвинулись к северо-востоку и поглотили жившие там малочисленные фино-угорские и балтийские племена. Культура кривичей имела региональные различия. Их подразделяют на две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую. Известный историк С. М. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связано с характером местности, которую они занимали, и вел наименование кривичей от балтского (литовского) слова kirba (топь, трясина). Как не вспомнить мнение известного вяземского краеведа И. П. Виноградова свое название Вязьма получила от местности на которой расположен город, то есть топкие, глинистые почвы, болотистая местность. При этом начинаешь думать что это благодатная земля действительно притягивала людей для жизни. Конечно болотистая местность на которой расположен город и название племенного союза восточных славян VI-XI вв, ни чего общего не имеет, за исключением может быть места выбранного для заселения. Однако и само название племенного союза кривичей также имеет множество предположений о происхождении этого названия.

Последний раз редактировалось Алексей; 23.03.2008 в 22:19.
  Ответить с цитированием
Старый 23.03.2008, 21:11   #3
Канцлер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Алексей
Дополнительная информация
По умолчанию

Но не будем отвлекаться и продолжим дальше. Древние кривичи передерживались языческой веры. Об этом свидетельствуют и многочисленные раскопки в Вязьме . Самым почитаемым божеством у кривичей были Ярило и Перун. Наши предки издревле почитали Бога Солнца, так как в основном их труд был связан с землей. . В Вязьме существовал Ротвин колодезь. "Рота" - означает клятва. Этот колодезь - клятвенный. Здесь когда - то совершались сделки и для прочности договора пили воду. В этом отражалось так же языческое почитание стихии воды. Удивительное совпадение с одним из вариантов названия города Вязьмы, Вязьма – это город, дважды обвязанный рекой. Довольно подробные раскопки проводил на территории Русятки П. М. Запорин в 50 - ые годы XX века. Он так же обнаружил здесь городище, селище и курганы. В них оказались типичные погребения кривичей. В X веке захоронение производилось путем трупосожжения, позднее, в XII-XII веках трупоположением. Здесь же на Русятке, на "духов день" устраивался языческий праздник "горка", а в седьмой четверг после пасхи "семик" проходили веселые народные гуляния. "Семик" является особым древним славянским обрядом, с поминанием усопших, а так же с весенней земледельческой обрядностью. Провидение "Семика" в древности предшествовало "Русальной недели" ( 8-ой по пасхе ). В четверг на зеленой недели или Троицкой недели девушки и даже женщины, боясь прогневать русалок, что бы они не испортили скотины, не работают называя этот день "Великий день для русалок". Взрослые девушки в этот день плетут венки и бросают их в лесу русалкам, что бы они добыли им суженных и ряженных, после чего тотчас убегают. В изданной в 1880 году книге "Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия" А. Забелин, приводит высказывание проф. Снегирева о том, что многие священные реки у литовцев и славяноруссов назывались Руссами и Россами. Вполне вероятно, что и вяземская Русятка в далекие времена по этой же причине получила свое название. Есть и ещё одно удивительное совпадение, имя кривичи соответствует латышскому krievs - русский, восточный славянин. . Сейчас известно о некогда существовавших в Вязьме трех капищах культовых сооружениях восточных славян. Все они находились в современном центре города. И как не продолжать удивляться тому что г. Вязьма со множеством своих церквей является одним из центров христианской культуры.

Очерк подготовлен Алексеем после переработки и анализа найденных в сети материалов.

Ещё раз подчёркиваю что данный очерк не претендует на историческую достоверность.
Жду Ваших замечаний, уточнений и критики
  Ответить с цитированием
Старый 24.03.2008, 15:10   #4
Black
Гость
 
Аватар для Black
Дополнительная информация
По умолчанию

Алексей, просто отличная подборка!!!
Я попозже прокомментирую, сейчас просто катастрофически не хватает времени!
Только одно небольшое уточнение. Я не краевед! Я просто человек, интересующийся историей Вязьмы и смоленщины.
  Ответить с цитированием
Старый 25.03.2008, 00:51   #5
Канцлер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Алексей
Дополнительная информация
По умолчанию

Ну зачем я это делаю. Господи! прости меня грешного.
Не сдержался.

Александров С.В.,
научный сотрудник Рославльского
историко-художественного музея

Князья Вяземские одна из ветвей общекняжеского рода смоленских Ростиславичей выделившихся в отдельную семью в ХIV веке и в конце ХV века перешедших на службу к великому Московскому князю.
Начальная история вяземских князей довольно запутана. Сведения о них за ХШ- ХIV вв. содержат лишь родословные книги, тогда как о других князья Рюриковичах известия содержатся в других источниках, прежде всего в летописях. Первый вяземский князь, о котором параллельно говорят и родословных книгах и летописи - Лев-Семен Иванович, живший на рубеже XIV-XV вв. В летописи он впервые упоминается под 1404 годом, в связи с отъездом в Новгород великого Смоленского князя Юрия Святославича, после взятия литовцами Смоленска, в свите которого и находился вяземский князь. 1
Вызывает споры и вопрос о родоначальнике вяземских князей. Согласно, родословных книг первым вяземским князем был Андрей Владимирович Долгая Рука, сын великого смоленского и киевского князя Владимира Рюриковича. Н.М.Карамзин считает, что Андрей Владимирович погиб на Калке в 1223 году. 2 В недавно вышедшей «Славянской энциклопедии» говорится, что Андрей получил Вязьму от отца в 1219 году. 3
Знаток княжеской генеалогии Н.А.Баумгартен считает, что родоначальником вяземских князей был не Андрей Владимирович, а Андрей Михайлович, чей род идет от двоюродного брата Владимира Рюриковиче Мстислава Давидовича, великого князя смоленского в 1223-1230 гг., которому Андрей приходился правнуком. Такой точки зрения придерживался П.В. Голубовский. 4
Никаких известий о Вяземском княжестве в ХШ веке летописи не содержат. Под 1219 годом летописи сообщают о походе смоленских князей Мстислава Мстиславича Удалого, Мстислава Романовича Киевского и Владимира Рюриковича Смоленского на Галич. Здесь в тот же год сел Мстислав Романович, а в Киеве Владимир Рюрикович, но вскоре он ушел из Киева, и в 1223 году мы снова видим его в Смоленске.5
Мог ли Андрей Владимирович в 1219 году получить Вязьму? Теоретически мог. Но все интересы Владимира Рюриковича были связаны с Киевский княжеством. Он родился в Овруче в 1187 году, и прожил на юге до 1215 года, в 1208-1215 гг. княжил в Переяславле Южном, и после смерти старшего брата Ростислава в 1218 году, являлся главным претендентом на Киевский стол. Смоленским князьям на юге принадлежали многие волости: Вышгород, Торческ, Треполь, Овруч, Белгород. И потому сев в Смоленске в 1215 году, он, скорее всего, оставил своих сыновей на юге, возможно в Овруче, который являлся его родовой отчиной. После гибели на Калке Мстислава Романовича Владимир получил Киев, где княжил до 1239 года, здесь и находились его сыновья, владея какими-то киевскими волостями. В то же время О.М.Рапов, исследовавший княжеские владения на Руси пишет, что о каких-либо владениях Андрея Владимировича в домонгольское время неизвестно.6
Нет достаточных оснований и для утверждения, что в повести о битве не Калке говориться об Андрее Владимировиче. Здесь лишь сказано, что вместе с великим князем Киева погибли его зять князь Андрей и князь Александр Дубенский из туровских князей. Андрей в тот период являлся младшим князем, ему было не более 20 лет, и должен был сражаться в полку своего отца, на тот момент великого смоленского князя. Летопись называет Андрея зятем киевского князя, но такой брак выглядит сомнительным, и не потому, что муж и жена являлись троюродными братом и сестрой. Из всех княжеских браков известные из летописей нет ни одного, где муж и жена происходили из одного княжеского рода. Обычно князья женили сыновей или выдавали замуж дочерей за союзных князей, или за тех, с которыми нужно было установить мир. Смоленские князья в начале ХШ века были связаны брачными узами с князьями Черниговскими, Рязанскими, Суздальскими, Волынскими. Мстислав Киевский и Владимир Смоленский являлись двоюродными братьями, всегда действовали за одно, и брак между их детьми с политической точки зрения был бесполезен. Вообще слово зять в системе родства
  Ответить с цитированием
Старый 25.03.2008, 00:53   #6
Канцлер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Алексей
Дополнительная информация
По умолчанию

обозначает не только мужа дочери, но и брата жены, так что Мстислав Киевский мог быть женат на сестре князя Андрея.
Если же допустить, что Андрей Владимирович владел Вязьмой и по¬гиб в 1223 году, то тогда непонятно, как Вязьма могла закрепиться за его малолетними детьми, которых у князя, согласно, родословных книг было четверо. При том порядке наследования, когда князья постоянно перемещались со стола на стол, а родовые отчины возникали лишь при условии, что князь владел великим столом, чего нельзя сказать об Андрее Владимировиче.
Таким образом, говорить о Вяземском княжестве в первой трети ХШ века нет достаточных оснований, как и связывать князя Андрея, погибшего на Калке, с Андреем Владимировичем. По всей вероятности Вяземское княжество возникло в конце ХШ века, и в 1300 году на страницах летописи впервые появляется вяземский князь Андрей. Но он здесь назван без отчества, что допускаете различные версии. Согласно родословных книг им был Андрей Афанасьевич, который приходился правнуком Андрею Владимировичу Долгая Рука. О.М.Рапов допускает, что этим князем был сам Андрей Владимирович. 7 Ряд историков, как было сказано выше, считают Андрея сыном великого смоленского князя Михаила Ростиславича.
Что касается Андрея Афанасьевича, то здесь, скорее всего, перепутано отчество князя. Родословцы составлялись в XV-XVI вв., когда дворянству стало необходимо занять свою нишу в системе местничества. На основе этих книг Разрядный приказ определял на службу каждого дворянина согласно его местнического статуса. Начальная история дворянских родов в родословных почти всегда легендарна, это связано со стремлением дворян удревнить свой род, или вывести его от предка нерусского происхождения. Андрей Афанасьевич в родословных назван не князем, а воеводой, что вообще недопустимо для ХШ века.8 Это уже отражение реалий более позднего времени, когда многие князья лишились реальной власти и княжеского статуса. К XVI веку многие семейные предания забылись, что и позволило составителю родословной назвать Андрея Афанасьевичем, а сам род Вяземских князей вывести от Андрея Владимировича, внука Рюрика Ростиславича самого значимого смоленского князя домонгольского времени.
Андрей Владимирович теоретически мог быть князем Вязьмы в 1300 году. Но во второй половине ХШ века основными столами в Смоленском княжестве владели внуки великого князя Смоленского Мстислава Дывыдовича. Если Андрей Владимирович и получил какой-то удел в Смоленске после смерти отца, то навряд ли этим уделом могла быть Вязьма, довольно крупный город. Более близкие родственники внуков Мстислава Константиновичи в XIII веке владели лишь небольшим Фоминско-Березуйским уделом на северо-востоке Смоленской земли. Что-то подобное и, мог получит Андрей Владимирович.
Более походящим лицом на роль князя Вяземского в 1300 году можно считать Андрея Михайловича. Его отец был вторым сыном Ростислава Мстиславича (сын Мстислава Давидовича), в 1277-1279 гг. сидел на великом смоленском столе. Андрей Михайлович впервые назван в источниках под 1284 годам. В этот год был заключен очередной договор между Смоленском и Ригой. Здесь Андрей Михайлович назван наместником великого смоленского князя, своего дяди, Федора Ростиславича. 9 Небольшой временной промежуток между 1284-1300 гг. позволяет сказать, что в эти годы действовало одно и тоже лицо.
Анализ событий 80-90 годов ХШ века также позволяет допустить, что в 1300 году действовал Андрей Михайлович. В 1279 году Смоленске сел третий сын Ростислава Мстиславича Федор Черемной, он же князь Ярославля. Сам он в Смоленске не княжил и посадил здесь наместником Андрея Михайловича. Этот факт ущемлял права сыновей старшего Ростиславича Глеба, князь Смоленска до 1277 года. Тем самым Федор и Андрей являлись союзниками, а их противниками выступали Александр Роман и Святослав Глебовичи. Роман в начале 90-х годов являлся служебным князем в Новгороде Дмитрия Александровича, великого князя Владимирского, основного противника Федора Смоленского. В 1297 году Глебовичи захватили Смоленск, где сел старший из них Александр. В следующем году Федор Ростиславич совершил поход на Смоленск, в котором должен был участвовать и его союзник князь Андрей Михайлович. Поход кончился ничем, Федор вынужден был уйти восвояси. В 1300 году Роман и Александр Глебовичи выступили к Дорогобужу, по некоторым данным этот город входил в Вяземское княжество, т.е. против союзника Федора. На помощь дорогобужанам пришел Андрей Михайлович, братья терпят поражение, Роман ранен, а малолетний сын Александра убит. Это событие и зафиксировала Лаврентьевская летопись.10
Таким образом, можно с определенной уверенностью считать первым Вяземским князем Андрея Михайловича, который мог получить Вязьму на рубеже 70-80-х годов ХШ века от своего отца или дяди. Можно допустить и то, что отец Андрея Михаил Ростиславич также владел Вязьмой.
А.А.Горский считает, что Андрей Михайлович в начале XIV века выступал союзником Юрия Московского, что вполне естественно, так как его отношения с великим князем Смоленска
  Ответить с цитированием
Старый 25.03.2008, 00:54   #7
Канцлер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Алексей
Дополнительная информация
По умолчанию

Александром Глебовичем, после 1300 года были, скорее всего, враждебными. Когда умер Андрей Михайлович неизвестно, так же неизвестно кто после него княжил в Вязьме. Правда, А.А Горский считает, что в 1303 – 1308 гг. в Вязьме седел Глеб Сятославич, княживший в Ржеве, а после него, в 1310 году Вяземский стол занял его брат Федор. Но летописи об этом ничего не сообщают. 11
После 1300 года известий о вяземских князьях в летописях нет до 1345 года. В этот год состоялась свадьба великого князя Московского Семена Иванови¬ча на дочери вяземского князя Федора Святославича Евпраксиньи.12 Князь Федор приходился двоюродным братом великому смоленскому князю Ивану Александровичу. Его отец Святослав Глебович, родной брат Александра и Романа, в конце ХШ века княжил в Можайске, был взят в плен москвичами, в 1310 году захватил Брянск, и в том же году был убит. 13О сыновьях Святослава ничего неизвестно до конца 30-х годов, после чего Глеб сел в Брянске, а Федор в Вязьме. По всей вероятности оба стола братья получили по распоряжению великого Смоленского князя. Но уже в 1340 брянцы, выступающие за сближение с Москвой, подняли восстание, Глеб Святославич был убит, после чего в Брянске утвердился союзник Москвы Дмитрий Романович, чья дочь вышла замуж за Ивана Красного. Этот факт мог ухудшить отношения Федора Святославича и Ивана Александровича, который не смог защитить интересы братьев, и Федор теперь идет на сближение с Москвой, и получает от Семена Гордого в держание Волок Ламский. В 1345 году Федор Святославич покидает Вязьму и перебирается в Москву.14
Таким образом, потомство Андрея Михайловича в середине ХIV века утратило Вязьму, и владело с этого времени лишь незначительными уделами в Вяземском княжестве, все больше превращаясь в служебников великих смоленских князей.
После 1345 года Вязьма переходит в великокняжеский удел смоленского князя, но кто здесь княжил, летописи не сообщают. Правда, ряд историков считают, что в 40 – 50 годы вяземским князем был Василий Иванович сын Ивана Смоленского. В середине 50-х годов он получает Брянск, а в 1358 году, в период обострения отношений Смоленска и Литвы, он был согнан с Брянского стола Ольгердом, после чего его сын отъехал в Москву. 15 В 60-80 годы Иван Васильевич выступает преданным сторонником московского князя, и участвует во многих походах против литовцев. В 1370 году он назван князем Вяземским. Вязьму он получил, скорее всего, в конце 50-х начале 60-х годов, когда происходило сближение Святослава Ивановича Смоленского и Дмитрия Донского.
В 70-е годы вяземский князь участвует не только в войне с литовцами, как союзник Дмитрия Донского, но и принимает участие в походе коалиции князей Северо-Восточной Руси во главе с московским князем против Михаила Александровича Тверского в 1375 году. Правда, после этого похода войска Ольгерда, союзника тверского князя, повоевали смоленские земли. Но и после литовского разорения Иван Васильевич продолжает княжить в Вязьме, князем которой он назван под 1386 годом.
В 1380 году Иван Васильевич приводит смоленский полк на поле Куликово. Этот факт зарегистрирован в 4 Новгородской летописи. 16 Ряд историков считает, что вяземский князь здесь действовал самостоятельно, как союзник Дмитрия Донского. Но если учесть, что в конце 70-х годов обостряются отношения великого смоленского князя и Ягайло, и Святослав Иванович сближается с другой группировкой литовских князей, во главе с Кейстутом Гедеминовичем, то поход Ивана Васильевича на Дон можно рассматривать, как совместное мероприятие смоленского и вяземского князей, направленных против Ягайло, который являлся союзником Мамая.
В середине 80-х годов, воспользовавшись усобицей князей в Литве, Святослав Иванович смоленский с сыновьями и Иваном Васильевичем Вяземским выступил в поход в восточную Белоруссию, но под Мстиславлем потерпел поражения и погиб. В этом бою погиб и Иван Васильевич Вяземский.
Кто был князем Вязьмы после 1386 года летописи не сообщают. Под 1403 годом князьями вяземскими названы Александр Михайлович, племянник Святослава Ивановича, и Иван Святославич 17. Так как Александр Михайлович назван первым, то можно предположить, что Вяземский стол после 1386 года занимал именно этот князь. Возможно, Вязьма после 1386 года была отдана в совместное владение обоих князей, возможно Вязьму они получили после 1395 года, когда большая часть смоленских князей была вывезена в Литву Витовтом. В 1403 году войска князя Лугвеня Ольгердовича захватили Вязьму, дальнейшая судьба этих князей неизвестна. После чего летописи вяземским князем называют Семена Мстиславича, который Вязьмой не владел, а лишь номинально носил титул князя вяземского, и выступал союзником смоленского князя Юрия Святославича. Этого князя вяземским называют и родословные книги, по которым он приходился внуком Андрею Михайловичу. Но уже после 1403 года Вяземского княжества не существовало, его территория составила Вяземский повет Великого Литовского Княжества. Вяземские князья в XV веке служили великим литовским князьям, а в 1494 году двое из них перешли на службу к Ивану III. В тот же год Вязьма по русско-литовскому перемирию вошла в состав Русского государства.
  Ответить с цитированием
Старый 25.03.2008, 00:54   #8
Канцлер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Алексей
Дополнительная информация
По умолчанию

Примечания:

1Полное собрание Русских Летописей. (ПСРЛ). Т.10., М., 1965.
2 Карамзин М.Н. История государства Российского. Т.2., Калуга, 1993.
3 Славянская энциклопедия. М., 2000.
4 Дворянские роды Российской империи. Т.1., Спб., 1993. С. 234; Голубовский. История Смоленской земли до XV столетия. Киев, 1895.
5 ПСРЛ. Т.2., М., 1962.
6 Рапов О.М. Княжеские владения в Киевской Руси. М., 1977.
7 Там же.
8 Дворянские роды Российской империи… С. 234.
9 Голубовский. Указ. соч.
10 ПСРЛ. Т. 1., М., 1962. Стб. 500.
11 Горский А.А. Русские земли в XIII - XIV вв. М., 1996.
12 ПСРЛ. Т.10.
13 Там же.
14 Там же.
15 Голубовский. Указ. соч.
16 Новгородская IV летопись.
17 ПСРЛ. Т.10.
  Ответить с цитированием
Старый 06.04.2008, 17:01   #9
Канцлер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Алексей
Дополнительная информация
По умолчанию

Продолжаю проводить подборку материалов посвящённые истории Вязьмы. Давно вышел за пределы названия темы. Но думаю что в дальнейшем эти материалы могут пригодится для что то более важного. А сначало соберём материал, который может быть будет полезен школьникам, учащимся, и просто людям интересующихся истроией.

Последний раз редактировалось Алексей; 06.04.2008 в 19:45.
  Ответить с цитированием
Старый 06.04.2008, 17:04   #10
Канцлер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Алексей
Дополнительная информация
По умолчанию

Махотин Б. А. "К живым истокам", Смоленск, 1989 г.

Вязьма

Многочисленные находки каменных орудий - топоров, скребков, наконечников стрел - свидетельствуют, что на месте, где сейчас стоит город Вязьма, люди поселились еще за две-три тысячи лет до нашей эры. О древнем заселении здешних мест свидетельствуют и многие неолитические стоянки, открытые на территории бассейна реки Вязьмы.
Официальной датой рождения города Вязьмы считается 1239 год, когда Владимир Рюрикович отдал ее с уделом своему сыну Андрею.
Красивое и звучное название у города. Но каково его происхождение? Что является первичным: название города или одноименной реки? Какова этимология названия?
При всем многообразии версий (их не менее десяти), раскрывающих название города, заслуживают внимания две из них. Одна основывается на том, что название сначала появилось у реки, а уже от нее оно перешло к городу (см. главу «Истоки речных и озерных названий»). Вторая исходит из первичности названия населенного пункта, расположенного на месте, где река делает двойную петлю с характерными поворотами то в одну, то в другую сторону.
Расположенные недалеко друг от друга повороты на реке когда-то назывались местным термином вязь (от глагола вязать, обвязывать). Для обозначения двойственного числа этих поворотов к слову вязь добавлялось падежное окончание -на. Таким образом, дословно Вязьма означает «двумя вязями» . Иными словами, Вязьма - это город, «дважды обвязываемый рекой».
Ядро города возникло на левобережье реки. Сама природа предопределила выбор места для первоначальной застройки. С западной стороны берег обрывается крутым уступом к водной преграде. Северная сторона ограничивается глубоким оврагом, на юг и восток - заметный уклон. Именно на этом небольшом клочке земли была заложена первая крепость с земляным валом, окруженным глубоким рвом, а также дубовым тыном на возвышении и тремя срубными башнями. Это место вошло в историю под названием Верхнего города. Малые размеры крепости дали и второе название - Малый город.
В дальнейшем в связи с развитием Вязьмы и расширением ее застройки, а также необходимостью обороны польско-литовских нашествий началось строительство второго пояса укреплений - большой крепости. С 1631 по 1634 год был возведен мощный земляной вал высотой от 8 до 16 метров и длиной 1,6 километра с глубоким рвом с трех сторон. Деревянная срубная стена на валу имела шесть каменных башен и трое проездных ворот. Подобно Смоленской крепостной стене, большая крепость в городе Вязьме дала немало топонимов и микротопонимов. В отличие от Верхнего (Малого) города, она стала называться Большим, или Нижним, городом. Микротопонимами стали названия ее башен и проездных ворот. Башня, в которой дозорную службу вели стрельцы и пушкари, получила название Караульной. Командные заслуги воевод при обороне крепости нашли отражение в названии Воеводской башни, а Духовская, Ильинская и Спасская башни свои наименования получили от православных церквей и монастырей.
Тесные экономические и культурные связи Вязьмы с Москвой и Смоленском, осуществлявшиеся по соответствующим магистральным путям, послужили причиной рождения таких микротопонимов, как Московские и Смоленские ворота.
В черте Большого города сформировались главные старинные улицы, застроенные домами преимущественно привилегированной части населения - князей, бояр, высшего духовенства и богатого купечества. Это улицы Большая Московская, Смоленская, а также Ильинская и Торговая площади. Служилые люди группировались по роду занятий, образовав внутри Большого города поселения типа Пушкарской и Стрелецкой слобод.
Укрепления, опоясывавшие Большой город, просуществовали до последней четверти XVIII века. К этому времени они потеряли оборонное значение, пришли в негодность и по генеральному плану застройки Вязьмы были снесены. До наших дней дожили только четырехгранная Спасская башня с прочной кирпичной кладкой, мощными стенами да комплекс древних архитектурных сооружений Соборной горы. Без этих объектов и событий, с ними связанных, нельзя представить во всей полноте ни древней, ни современной Вязьмы.
В центре города Вязьмы расположена Соборная гора - археологический памятник тысячелетней давности. С ее названием переплетаются многие события, вошедшие в летописную историю не только одного города, но и страны в целом. Предполагается, что здесь на горе возникла крепость-град задолго до первого письменного упоминания названия Вязьмы. На ее вершине с древнейших времен располагалась часовня, к которой в троицын день стекались толпы богомольцев. В дальнейшем на месте часовни строились церкви и соборы, на богослужении в разное время присутствовали высокие представители светской и духовной власти страны. Важным историческим событием в жизни храма на Соборной горе явилось пребывание царя Алексея Михайловича после освобождения Смоленска в 1654 году. А так как в это время в Москве свирепствовала моровая язва, то пребывание затянулось почти на пять месяцев. В следующем году вместе с царем в его вяземском дворце жил патриарх Никон . Из этого факта можно заключить, что главный собор в Вязьме в это время являлся одновременной главным храмом страны. В 1674-1676 годах на месте старого и обветшалого был построен новый. Являясь ныне действующим, Троицкий собор привлекает к себе не только богомольцев, но и многих ценителей памятников старины.
С южной стороны к Соборной горе примыкает Богородицкая церковь (1727-1785). В ее здании ныне располагается краеведческий музей. Рядом установлен памятник Перновскому полку, гренадеры которого в 1812 году первыми ворвались в Вязьму, освободив ее от войск Наполеона. В городе есть улица Перновского полка.
В западной части левобережья города находится главное украшение города - трехшатровая церковь Одигитрии (1636-1638). Вблизи нее - Монахов пруд, названный так потому, что сама церковь в недалеком прошлом относилась к бывшему мужскому Иоанно-Предтеченскому монастырю.
Еще дальше, на левобережном придолинном склоне реки Вязьмы, расположена Екатерининская церковь (XVIII в.), получившая свое название от имени «святой мученицы Екатерины». Вокруг нее размещается главный мемориальный памятник города - Екатерининское кладбище. Здесь захоронены многие вязьмичи, участвовавшие в революции и боровшиеся за установление Советской власти. В братской могиле покоятся сотни героев Великой Отечественной войны. Здесь же могила командующего 33-й армией генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова, героически погибшего в боях с врагом 19 апреля 1942 года.
Современная топонимия города начала складываться с первых лет установления в стране Советской власти. Рукописные архивные документы, хранящиеся в местном краеведческом музее, свидетельствуют о том, что в канун первой годовщины Октябрьской революции было переименовано свыше 40 улиц, переулков и площадей города. Переименования продолжались и в дальнейшем. Появились и совершенно новые названия улиц в местах новостроек. В обновленной топонимии отчетливо прослеживается весьма характерная и важная деталь - в новых названиях улиц нашел отражение последовательный характер истории: улица Парижской коммуны (бывшая Введенская), Ленских событий (Благовещенская), Стачечная (Гайдуковский переулок), Восстания (Блинный переулок), 25 Октября (Верхнекалужская), Победы (Безымянный переулок), III Интернационала (Успенская).
Имена известных борцов за народное счастье, за освобождение страны от гнета самодержавной власти запечатлены в названиях улиц Степана Разина (бывшая Шарафонова), Софьи Перовской (Сухачевский переулок), Декабристов (Стекольная), Герцена (Ечистова), Лейтенанта Шмидта (Малая Панская).
Имя Ленина носит бывшая Большая Московская улица, Карла Маркса - Смоленская, Бебеля - Ильинский переулок, Карла Либкнехта - Фроловская, Урицкого - Сусленникова.
Есть в Вязьме улицы, названные именами писателей: Гоголя и Некрасова, Льва Толстого и Чехова, Горького и Маяковского, деятелей науки и культуры - Докучаева и Тимирязева, Глинки и Репина.
Обновились названия и у главных площадей города: бывшая Базарная стала Советской, Ильинская - имени Ефремова.
Немалую познавательную и воспитательную ценность имеют названия, которые увековечивают память выдающихся вязьмичей - земляков, а также тех людей, чья жизнь и деятельность оставили заметный след в истории города, уезда, района. Одна из улиц носит имя уроженца сельца Городок Вяземского уезда, героя Севастопольской обороны адмирала П. С. Нахимова. Другая названа в честь писателя А. С. Грибоедова, чье имя связано с родовым имением - селом Хмелитой.
Две вяземские улицы носят имена видных большевиков, принимавших активное участие в становлении и укреплении Советской власти: первого председателя ревкома и Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Г. С. Овсяника и его ближайшего соратника И. С. Попова.
Застроенная многоэтажными домами улица Бауманская свое название получила от дивизии народного ополчения, героически сражавшейся под Вязьмой с немецко-фашистскими захватчиками осенью 1941 года, и символизирует тесное сотрудничество города Вязьмы и Бауманского района Москвы.
Современную топонимию Вязьмы во многом определяют улицы, названия которых связаны с ее индустриальным обликом — Железнодорожная, Заводская, Локомотивная, Льнозаводская, Машиностроительная, Моторная и др. Широкое развитие народного образования и спорта нашло отражение в названиях улиц Просвещения, Спортивная и т. д.
  Ответить с цитированием

Ответ

Метки
вязьма, язычество

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Вкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Почему Вязьма осталась без бань? » ВЯЗЬМА. Новости города Вязьма News Региональный дайджест 14 29.03.2013 21:01
Водителя ограбили благодаря нечищенным дорогам » ВЯЗЬМА. Новости города Вязьма News Региональный дайджест 4 18.01.2013 14:20
Аварийное жилье сменили более ста вязьмичей » ВЯЗЬМА. Новости города Вязьма News Региональный дайджест 1 17.01.2013 16:02
Вязьма в законе » ВЯЗЬМА. Новости города Вязьма News Региональный дайджест 1 29.11.2012 00:06
Генерал Морозов переведен из Смоленска в Москву » ВЯЗЬМА. Новости города Вязьма News Региональный дайджест 5 04.08.2012 13:40


Текущее время: 10:13. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2018, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot