Известные люди Вязьмы Люди, которыми Вязьма может гордиться. Вязьмичи, оставившие неизгладимый след в истории города и страны. Деятели культуры, известные полководцы и военачальники, композиторы и драматурги, писатели и артисты

Ответ
Опции просмотра
Опции темы
Старый 19.01.2014, 20:49   #1
Дефект изображения
 
Аватар для Битый Пиксель
Дополнительная информация
По умолчанию

Попов Иван Васильевич



Иван Васильевич Попов родился в 1867 году в городе Вязьма Смоленской губернии в семье священника и прошел традиционный для детей духовного сословия путь. Он был отдан в Вяземское духовное училище, затем поступил в Смоленскую духовную семинарию, а по ее окончании — в Московскую духовную академию, которую успешно окончил в 1892 году и был оставлен профессорским стипендиатом.

«Ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши»

Как предполагают исследователи, именно близость к Патриарху стала причиной его ареста в декабре 1924 года. Он был осужден на три года Соловецких лагерей, и там принимал участие в составлении знаменитого «Послания соловецких епископов», где в качестве основных положений декларировались лояльность к советской власти, признание принципа отделения Церкви от государства и несовместимость христианства с марксизмом.

Под этим посланием подписался и архиепископ Иларион, который также был осужден на три года Соловков в конце 1923 года. Благодарный ученик, владыка Иларион, по свидетельству очевидцев, в то время столь высоко отзывался о своем учителе, что «ни во что вменял знания всех собравшихся на Соловках перед знаниями Ивана Васильевича».
  Ответить с цитированием
Старый 19.01.2014, 20:51   #2
Дефект изображения
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Битый Пиксель
Дополнительная информация
По умолчанию

СОЛОВЕЦКОЕ ПОСЛАНИЕ

Как это было

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века (празднуется в ближайшее воскресенье после 25-го января ст.ст.). В эти страшные годы лютых гонений на Православную Церковь безбожная власть пыталась подорвать основы Церкви, провоцировать расколы внутри Церкви (обновленцы, григорианцы и другие) — Церковь в свою очередь пыталась определить свое отношение к безбожной власти: одной из таких попыток было так называемое «Соловецкое послание», которое мы предлагаем вниманию наших читателей.

К 1926 году в Соловецком лагере особого назначения находилось 24 епископа.

В том числе архиепископы Приамурский Евгений, Костромской Серафим, Херсонский Прокопий, Курский Иувеналий, Верейский Иларион. Старшим соловецкие архиереи признавали владыку Евгения — его духовный авторитет для томящихся в неволе на островах православных был непререкаем.

Вести о нестроениях внутри прежде единой Церкви, усиливающихся гонениях на верующих поступали на Соловки от вновь прибывающих арестованных. И архипастыри, сами стоящие между жизнью и смертью, 7 июня тайно собрались на складе, которым заведовал казанский игумен Питирим (Крылов), чтобы обсудить создавшееся положение и попытаться найти выход. В совещании участвовало 17 архиереев, доклад сделал профессор Московской духовной академии И.В.Попов, содокладчиком выступил архиепископ Иларион. Итогом обсуждения стала «Памятная записка соловецких епископов», обращенная к правительству СССР, датированная 7 июля 1926 года. Этот документ — не только принадлежность истории, мысли и положения, высказанные в нем, стали программными для Церкви на последующие десятилетия, актуально они звучат и сейчас.

«Несмотря на основной закон Советской Конституции, обеспечивающий верующим полную свободу совести, религиозных объединений и проповеди, Православная Российская Церковь до сих пор испытывает весьма существенные стеснения в своей деятельности и религиозной жизни... Местоблюститель Патриаршего Престола и около половины православных епископов томятся в тюрьмах, в ссылке или на принудительных работах. Не отрицая действительных фактов, правительственные органы объясняют их политическими причинами, обвиняя православный епископат и клир в контрреволюционной деятельности и тайных замыслах, направленных к свержению советской власти... Уже много раз Православная Церковь, сначала в лице покойного Патриарха Тихона, а потом в лице его заместителей пыталась в официальных обращениях к Правительству рассеять... атмосферу недоверия.

Их безуспешность и искреннее желание положить конец прискорбным недоразумениям между Церковью и советской властью... побуждает руководящий орган Православной Церкви еще раз... изложить перед Правительством принципы, определяющие ее отношение к государству.

Подписавшие настоящее заявление отдают себе полный отчет в том, насколько затруднительно установление взаимных благожелательных отношений между Церковью и государством в условиях текущей деятельности... Было бы неправдой... утверждать, что между Православной Церковью и государственной властью советских республик нет никаких расхождений. Но это расхождение состоит не в том, в чем желает его видеть политическая подозрительность... Церковь не касается перераспределения богатств или их обобществления, так как всегда признавала это правом государства, за действия которого не ответственна. Церковь не касается политической организации власти, ибо лояльна в отношении правительств всех стран, в границах которых имеет своих членов. Она уживается со всеми формами государственного устройства, от восточной деспотии старой Турции до республики Северо-Американских Штатов. Это расхождение лежит в непримиримости религиозного учения Церкви с материализмом, официальной философией коммунистической партии и руководимого ею правительства советских республик.

Церковь признает бытие духовного начала, коммунизм его отрицает. Церковь верит в живого Бога, Творца мира, Руководителя его жизни и судеб, коммунизм не допускает Его существования, признает самопроизвольность бытия мира и отсутствие разумных конечных причин в его истории. Церковь полагает цель человеческой жизни в небесном призвании духа и не перестает напоминать верующим об их Небесном Отечестве... коммунизм не желает знать для человека никаких других целей, кроме земного благоденствия... Церковь проповедует любовь и милосердие, коммунизм — товарищество и беспощадность борьбы. Церковь внушает верующим возвышающее человека смирение, коммунизм — унижает его гордостью. Церковь охраняет плотскую чистоту и святость плодоношения, коммунизм — не видит в брачных отношениях ничего, кроме удовлетворения инстинктов. Церковь видит в религии животворящую силу, служащую источником всего великого в человеческом творчестве, основу земного благополучия, счастья и здоровья народов. Коммунизм смотрит на религию как на опиум, опьяняющий народы и расслабляющий их энергию... Церковь хочет процветания религии, коммунизм — ее уничтожения.

При таком глубоком расхождении в самих основах миросозерцания между Церковью и государством не может быть никакого внутреннего сближения и примирения, как невозможно примирение между утверждением и отрицанием, между «да» и «нет», потому что душою Церкви, условием ее бытия и смыслом ее существования является то самое, что категорически отрицает коммунизм.

Никакими компромиссами и уступками, никакими частичными изменениями в своем вероучении или перетолкованиями его в духе коммунизма Церковь не могла бы достигнуть такого сближения. Жалкие попытки в этом роде были сделаны обновленцами... Эти опыты, явно неискренние, вызывали глубокое негодование людей верующих.

Православная церковь... никогда не откажется ни в целом, ни в частях от своего овеянного святыней прошлых веков вероучения в угоду одному из вечно сменяющихся общественных настроений. При таком непримиримом идеологическом расхождении между Церковью и государством столкновение их может быть предотвращено только последовательно проведенным законом об отделении Церкви от государства, согласно которому ни Церковь не должна мешать гражданскому правительству в успехах материального благополучия народа, ни государство стеснять Церковь в ее религиозно-нравственной деятельности.

Такой закон, изданный в числе первых революционным правительством, вошел в состав Конституции СССР и мог бы... до известной степени удовлетворить обе стороны. Церковь не имеет религиозных оснований не принять его. Господь Иисус Христос заповедал предоставлять «кесарево», т.е. заботу о материальном благополучии народа, кесарю, т.е. государственной власти, и не оставил нам, своим последователям, завета влиять на изменение государственных форм или руководить их деятельностью...

Церковь желала бы только полного и последовательного проведения в жизнь закона об отделении Церкви от государства. К сожалению, действительность не отвечает этому желанию. Правительство как в своем законодательстве, так и в порядке управления не остается нейтральным по отношению к вере и неверию, но совершенно определенно становится на сторону атеизма, употребляя все средства государственного воздействия к его насаждению, развитию и распространению, в противовес всем религиям...

Из всех религий в наиболее стесненном положении находится Православная Церковь, к которой принадлежит огромное большинство русского населения, составляющего подавляющее большинство и в государстве. Ее положение отягчается еще тем, что отколовшаяся от нее часть духовенства, образовавшая из себя обновленческую схизму, стала как бы государственной Церковью, которой советская власть, вопреки ею же изданным законам, оказывает покровительство...

Православная Церковь не может по примеру обновленцев засвидетельствовать, что религия в пределах СССР не подвергается никаким стеснением... Напротив, она должна заявить, что не может признать справедливыми... законы, ограничивающие ее в исполнении своих религиозных обязанностей... Церковь... не призывает к оружию и политической борьбе, она повинуется всем законам и распоряжениям гражданского характера, но она желает сохранить свою духовную свободу и независимость, предоставляемые ей Конституцией, и не может стать слугой государства.

...В прошлом имели место политические выступления Патриарха, все изданные акты подобного рода... относятся к тому времени, когда революция проявляла себя исключительно со стороны разрушительной... Церковь в эту критическую минуту народной жизни выступала на защиту порядка. С течением времени, когда сложилась определенная форма гражданской власти, Патриарх Тихон заявил в своем воззвании к пастве о лояльности в отношении к советскому правительству... Со времени издания его нельзя указать ни одного судебного процесса, на котором было бы доказано участие православного клира в деяниях, имевших своей целью ниспровержение советской власти.
  Ответить с цитированием
Старый 19.01.2014, 20:52   #3
Дефект изображения
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Битый Пиксель
Дополнительная информация
По умолчанию

Продолжение:
-----------------------
Епископы и священнослужители, в таком большом количестве страждущие в ссылке, тюрьмах или на принудительных работах, подверглись этим репрессиям не по судебным приговорам, а в административном порядке... часто даже без объяснения причин, что является бесспорным доказательством отсутствия обвинительного материала против них...

С полной искренностью мы можем заверить правительство, что ни в храмах, ни в церковных учреждениях, ни в церковных собраниях от лица Церкви не ведется никакой политической пропаганды... У каждого верующего есть свой ум и своя совесть, которые и должны указывать ему наилучший путь к устроению государства. Не отказывая вопрошающим в религиозной оценке мероприятий, сталкивающихся с христианским вероучением, нравственностью и дисциплиной, в вопросах чисто политических и гражданских Церковь не связывает их свободы, внушая им лишь общие принципы нравственности, призывая добросовестно выполнять свои обязанности, действовать в интересах общего блага, не с малодушной целью угождать силе, а по сознанию справедливости и общественной пользы.

Совершенное устранение Церкви от вмешательства в политическую жизнь в республике влечет за собой и ее уклонение от всякого надзора за политической благонадежностью ее членов... Православная церковь считает сыск и политический донос несовместимыми с достоинством пастыря.

...Закон об отделении Церкви от государства двусторонен: он запрещает Церкви принимать участие в политике и гражданском управлении, но содержит в себе и отказ государства от вмешательства во внутренние дела Церкви и ее вероучение, богослужение и управление.

Всецело подчиняясь этому закону, Церковь надеется, что и государство исполнит по отношению к ней те обязательства по сохранению ее свободы и независимости, которые в этом законе оно на себя приняло.

Церковь надеется, что не будет оставлена в... бесправном положении ...что законы об обучении детей Закону Божиему и о лишении религиозных объединений прав юридического лица будут... изменены, что останки святых перестанут быть предметом кощунственных действий.

Церковь надеется, что ей будет разрешено организовать епархиальные управления, избрать Патриарха и членов Священного Синода...

Церковь надеется также, что деятельность... церковных учреждений, назначение епископов на кафедры, определения о составе Священного Синода, им принимаемые решения не проходили бы под влиянием государственного чиновника, которому, возможно, будет поручен политический надзор за ними...

Если предложения Церкви будут признаны приемлемыми, она возрадуется о правде тех, от кого это будет зависеть. Если ее ходатайство будет отклонено, она готова на лишения, встретит это спокойно, памятуя, что не в целости внешней организации заключается ее сила, а в единении веры и любви преданных ей чад ее, наипаче же возлагает свое упование на непреоборимую мощь ее Божественного Основателя и на Его обетование о неодолимости Его создания».
  Ответить с цитированием

Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Вкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Строганов Василий Васильевич див Известные люди Вязьмы 3 18.01.2014 12:57
Государство и люди: Андрей Попов Stek Люди и судьбы 10 01.06.2012 22:26
Семен Васильевич Хорошун Stek Вяземские ведомости 0 02.07.2011 00:01
Дехтерев Николай Васильевич Сергей Алымов История Вязьмы 4 12.06.2011 00:47
Иван Дмитриевич Якушкин Алексей Известные люди Вязьмы 4 10.10.2008 11:35


Текущее время: 21:48. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot