Религия Форум религии и вероисповедания. Обсуждение благочестия, набожности, святынь, предметов культа, веры или отрицания бога

Ответ
Старый 13.12.2011, 23:21   #21
Форумчанка
 
Аватар для Litta
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Юка Посмотреть сообщение
Это да... Просто люди раньше добрее были и не так боялись друг друга.
И не страшно пускать чужих в дом было.
  Ответить с цитированием
Старый 15.12.2011, 20:29   #22
Волонтер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Юка
Дополнительная информация
По умолчанию

Зимние праздники - продолжение...

Новый год.



У древних славян год начинался с марта, а потому январь являлся одиннадцатым по счету месяцем. Несколько позже Новый год отмечался в сентябре, в Семенов день, после чего январь стал пятым месяцем года. И только в 1700 г. после введения Петром I нового летосчисления сделался первым из двенадцати месяцев.


С 20 февраля 1918 г. в России вводится новое летосчисление. Для того чтобы перевести дату со старого стиля на новый, пришлось прибавить к дате старого стиля 11 дней для XVIII в., 12 дней для XIX в. и 13 дней для XX в.
В результате получилось так, что в ночь с 13 на 14 января отмечается так называемый старый Новый год, а в ночь с 31 декабря на 1 января по традиции мы встречаем Новый год.

С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) в народе отмечали погоду на каждый день. Так, считалось, что какая погода будет каждый день в этом промежутке, то такая же погода будет и в соответствующем месяце наступившего года.

Некоторые особенно доверяющие приметам люди советовали запоминать не только погоду, но и настроение, происшествия в каждый из первых двенадцати дней года, уверяя, что таким же выдастся и соответствующий месяц года.

Новый год был не просто праздником окончания старого и начала нового года. Это был один из таинственных и мистических дней. А поэтому не случайно в этот день, поздравляя друг друга, говорят: «С Новым годом, с новым счастьем», ведь именно этот день отвечает за события, которые произойдут в течение года. А потому в полночь, когда часы бьют 12 раз, все загадывают самые заветные желания, которые должны исполниться в наступающем году.

  Ответить с цитированием
Старый 16.12.2011, 21:50   #23
Волонтер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Юка
Дополнительная информация
По умолчанию

Продолжение о зимних праздниках...

Сочельник.


Сочельник, или вечер и ночь перед Рождеством, открывал новый виток празднования Святок, или Коляды, который завершался перед Крещением.

Сочельник, или правильнее сочевник, — это канун, или навечерие, праздника Рождества. Он представляет собой торжественное застолье, у которого твердо и неизменно определен ритуал, который сохраняется по традиции до наших дней. Сочельник начинается с того, что все собравшиеся приступают к еде, но только после того, как появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит еще до наступления темноты, в сумерках.


В канун Рождества на столе обязательно должны стоять двенадцать постных блюд, среди них: борщ, вареники, голубцы с пшеном, гречневая каша с конопляным молоком, квашеная капуста, моченые яблоки и соленые грибы, маковые коржики и компот из сухофруктов. Главное угощение богатого вечера — кутья (сладкая пшеничная каша с медом, маком, орехами и фруктами). Готовить кутью полагалось с молитвой и чистыми мыслями. Мяса, а в некоторых домах и рыбы, на столе не было, ведь до появления на небе первой звезды еще длился Рождественский (Филипповский) пост.

Наши предки верили, что двенадцать блюд на святой вечер — залог будущего благосостояния, поэтому даже самые бедные семьи делали все возможное, чтобы собрать достойную трапезу.

Согласно церковному уставу, в этот день следует употреблять сочиво, т.е. хлебное зерно, размоченное в какой-либо жидкости. Это может быть вода, бульон, подливка, мед и т.д.


Есть в ритуальном застолье сочельника и еще два-три блюда, которые являются обязательными. К ним относятся печеная рыба, желательно целая, которая может заменяться отварной целой рыбой, и, наконец, густой компот-взвар (узвар), состоящий из разных целых или разрезанных лишь пополам фруктов (яблок, груш, вишен, айвы, абрикосов, слив, изюма, инжира) и варенья из целых ягод (малины, клубники, земляники, морошки и др.). Для этого блюда выбираются только зрелые плоды. Иногда помимо компота из целых фруктов варят еще кисель, а из ягод — кисленький киселек.

Для славян это был не просто накрытый стол. Он нес строго определенные мистические символы.

Так, зерно, размоченное в воде, обозначало символ прорастания, начала жизни. Плоды зрелые и плоды, превращенные в жидкий кисель, служили символом полного созревания жизни и ее окончания. В результате эти два блюда являлись символами рождения и смерти.

Не менее значимой была и рыба. Так, ее греческое название «ихтиос» скрывает намек по первым буквам на Иисуса Христа. А все вместе служит напоминанием о тех символах рождения и смерти — зернах и плодах, которые волхвы принесли Христу в день его рождения. Таким образом, в сочельник, по сути дела, справляется символически ритуал рождения Иисуса Христа.

В православный сочельник было принято есть только строго ритуальные и притом исключительно постные блюда, такие как каша (без масла), рыба (печеная или вареная, т.е. тоже без масла) и фрукты. Иначе говоря, растительно-рыбный стол без масла, молока и яиц. А потому по составу пищи и по своему меню Рождественский сочельник был праздником чисто религиозным, скромным, тихим, проходящим за столом в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано (потому-то его и начинают весьма рано).

Народный календарь святочных праздников представлял собой следующее:

6 января (24 декабря по ст. ст.) — Рождественский сочельник;
7 января (25 декабря по ст. ст.) — Рождество Христово;
13 января (31 декабря по ст. ст.) — Щедрый вечер;
14 января (1 января по ст. ст.) — Новый год;
18 января (5 января по ст. ст.) — Крещенский сочельник;
19 января (6 января по ст. ст.) — Крещение (Богоявление).

Как говорилось ранее, на стол в сочельник обязательно ставилась кутья (варенные в меду или сахаре рисовые или другие зерна) и узвар, т.е. сушеные сливы, груши, вишни, яблоки и другие плоды, сваренные вместе в воде.

Пока хозяйка возилась около печи, глава семейства с особой тщательностью наводил порядок в амбарах и на скотном дворе. Ведь «все живое и мертвое должно встретить Рождество на своем месте » и ни в коем случае не остаться в чужих руках — одолженным или где-то забытым. Дома собирались и все члены семьи.


В Святой вечер, когда солнце садилось, вся семья мастерила домашний алтарь. Хозяин торжественно заносил в хату сноп пшеницы, ржи или овса (ди-дух), ставил его в углу под иконами и здоровался с хозяйкой так, будто впервые ее увидел. Затем глава семьи желал счастья, здоровья и богатства всем домочадцам, чтобы те весело провели праздники и других дождались.

  Ответить с цитированием
Старый 27.12.2011, 19:45   #24
Волонтер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Юка
Дополнительная информация
По умолчанию

Продолжение о зимних праздниках...

Рождество Христово.



Праздник Рождества Христова пришел к славянским народам после принятия христианства. Причем это всегда был добрый домашний праздник. Вечер накануне Рождества полагалось проводить тихой степенной трапезой в узком семейном кругу.


Зато на следующий день на улицу выходил и стар и млад, чтобы поздравить друг друга с появлением на свет Спасителя.


Колядки, хождение ряженых по дворам и, конечно же, гадания на суженого — все это делает Рождество неповторимым, таинственным и радостным действом. Этот праздник обычно отмечался полтора-два дня. От сочельника он отличается тем, что является шумно-радостным, задорным.


В Рождество принято смеяться, быть в бодром, хорошем настроении. В этот день детям обязательно дарили подарки. Это было связано с тем, что празднуется день рождения Христа — маленького ребенка, а потому главными лицами этого праздника являются дети. Рождество — праздник подчеркнуто дневной. Начинается он поздним утром, примерно часов в десять (до этого всем разрешается поспать после предшествующего сочельника). Дети встают и сразу начинают рассматривать свои подарки, если их кладут им под подушку (другая форма, не домашняя, — получение их на елке после обеда).


И хотя рождественский стол в отличие от стола в сочельник теряет свою ритуальную направленность, но все равно остается традиционным, выдерживается, согласно многолетнему обычаю, из поколения в поколение. Вместе с тем он не одинаков не только у людей разных религий, стран и национальностей, но и в разных местностях, социальных слоях и семьях. Рождественский стол меняется со временем. И это хорошо видно, если сравнивать поваренные книги разных веков. Правда некоторые блюда и обряды сохраняются и актуальны и в настоящее время.

Рождественский стол сервировали по-особенному. Для начала укрывали сеном, по углам раскладывали зубчики чеснока (в качестве оберега) и только после этого покрывали скатертью. Под стол полагалось положить топор, на который все члены семьи ставили ноги, чтобы быть такими же крепкими.

Рождественский праздничный стол можно украсить плавающими свечами. Для их изготовления собирают разноцветные свечные огарки или воск или простые свечи. Растапливают их на водяной бане. Фитили из расплава удаляют. Затем их нарезают из целых свечей кусками и используют для изготовления изделия. Горячим растопленным воском заполняют металлические формочки с гофрированными краями (в таких пекут кексы), но не до самого верха. Как только воск начнет застывать, втыкают по центру фитили, отрезанные до нужной длины. Когда воск застынет окончательно, держат формочки вверх дном под струей горячей воды и вынимают блюдца-свечки. После этого красивую хрустальную чашу наполняют водой, кладут в нее 4-5 свечек, зажигают их, а между ними размещают цветы, листья, какие найдутся дома.

И только на следующий день, т.е. на само Рождество, начиналось настоящее веселье, которое длилось до Крещения (19 января). С утра дети отправлялись к крестным родителям. Нарядные ребятишки пели песни, желали своим вторым мамам и папам в новом году много радости и богатства, несли им угощение — кутью и колбасу. За веселые песни и пожелания крестные одаривали детей сладостями, игрушками и мелкими деньгами.


Детвору и кумовьев приглашали за рождественский стол. Чего только на нем не было: холодец, поросенок, начиненный гречневой кашей, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое со свининой и, конечно же, жареный гусь. После сорокадневного поста люди от души наедались и, естественно, изрядно выпивали.

Наевшись, молодежь покидала богатый стол и отправлялась колядовать. Парни и девушки, разряженные кто во что горазд, с песнями ходили по дворам. Любимыми персонажами рождественских маскарадов были черти, козлы, медведи, свиньи, солдаты и смерть. Костюмы и маски делали заранее. Из решета, оклеенного промасленной цветной бумагой, мастерили звезду. Нести ее считалось делом почетным и поручалось обязательно чернявому парню.


Толпа ряженых могла заглянуть в любой дом, и часто хозяин оставался в неведении (из-за масок на лицах гостей), кто же именно у него побывал. За веселые поздравления и спектакли в мешки ряженых летели колбасы, пироги, пряники, бутылки с самогоном и мелкие деньги.



  Ответить с цитированием
Старый 27.12.2011, 22:26   #25
Форумчанка
 
Аватар для Litta
Дополнительная информация
По умолчанию

Юка появилась )))). Куда пропадала? )))
  Ответить с цитированием
Старый 28.12.2011, 00:56   #26
Волонтер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Юка
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Litta Посмотреть сообщение
Юка появилась )))). Куда пропадала? )))
Да времени свободного не очень много. Да и сил тоже - на работе завалы. Жду не дождусь выходных
  Ответить с цитированием
Старый 28.12.2011, 01:00   #27
Форумчанка
 
Аватар для Litta
Дополнительная информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Юка Посмотреть сообщение
Да времени свободного не очень много. Да и сил тоже - на работе завалы. Жду не дождусь выходных
Держись! Скоро 10 дней перекура. Конец года, всегда тяжело.
  Ответить с цитированием
Старый 28.12.2011, 23:29   #28
Волонтер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Юка
Дополнительная информация
По умолчанию

Зимние праздники - продолжение...

Зимние Святки.


С вечера в сочельник у славян начинаются Святки, которые продолжаются 12 дней. Это было одно из важных праздничных событий января, время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным духовным смыслом. В это время каждый получает возможность обновиться заново вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года, а вместе с тем приоткрыть завесу, скрывающую от человека его будущее.


И хотя православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. Это были сочельник, Новый год (по старому стилю) и Крещение.

Сразу после Рождества начинались так называемые страшные вечера. В это время, по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной. Как бы в подражание разыгравшейся нечисти парни от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крыши и закрывали досками трубы — при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.

В эти дни те, кто не верил в гадания, ходили в гости к друзьям, взяв в качестве подарка и угощения печенье в виде фигурок зверей и кутью. Рекомендовалось посещать церковь, принимать участие хотя бы в начале церковной службы. Это позволяло почувствовать значимость наступающего праздника.

На Святках (обычно во второй их половине, в страшные вечера между Новым годом и Крещением) девушки гадали особенно много и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.


Так, в эти дни ходили слушать за деревню на перекресток дорог, так как было поверье: с какой стороны залает собака — туда и замуж идти.

Подслушивали под окнами: если ругаются — в плохой дом выйдешь, смеются — в хороший.


Сняв крест и не благословясь, девушка одна или с подругой шла к конюшне, становилась спиной к дверям и ударяла три раза по ним левой пяткой, приговаривая: «Если выйду замуж, то оцепайте лошадей» (т.е. надевайте узду). И если лошади забренчат уздами, то гадающая в этом году выйдет замуж.

Отправлялись и к амбару, тоже предварительно сняв крест. Сказав: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!», прислушивались к звукам внутри амбара. Так, если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится, что метут пол веником, — быть ей за бедным.

Повсеместно девушки на Святках выходили «снег полоть». Снег собирали в полу пальто и говорили: «Полю, полю снежок на собачий следок!» Потом снег из полы пальто перекидывали через левое плечо и говорили: «Наша клята, ваша свята. Миленький, ау!» Приговаривали и так: «Полю, полю белый снег, полю, приговариваю: взлай, взлай, собачка, на чужой стороне, у свекра на дворе, у свекрови на печном столбе, у ладушки на кроватушке».


Очень распространено было гадание с помощью петуха. Для этого гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — табачник, уголь — к вечному девичеству, монетки — к деньгам, если петух клюнет зеркало — муж будет щеголем, если начнет пить воду — быть мужу пьянице и т.д.


На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью причешется, и его узнают по цвету оставшихся волос.

«Богатый, бедный, вдовец, холостец», — перечисляет девушка, считая колья в тыну.

Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым.

  Ответить с цитированием
Старый 28.12.2011, 23:56   #29
Волонтер
Топик Стартер ТС
 
Аватар для Юка
Дополнительная информация
По умолчанию

На Святки тверские девушки привязывали к порогу веник, чтоб разметало жениху дорогу к сватам ехать.

Для того чтобы гадания на жениха сбылись, девушки совершали несколько странный обряд. Для этого они «сковородник маме под подушку клали — блинами жениха кормить. Сковородку под матрац, вдоль кровати».

Те девушки, которые еще не дождались своего жениха, выходили вечером на Крещение и окликали суженых. Если навстречу девушке попадется молодой парень — хорошая примета, если старик — недоброе предзнаменование.

Существовал обычай, который с удовольствием выполняли и парни, и девушки, спрашивать имя у прохожих — у женщин мужское, у мужчин — женское. По народной примете, так будут, звать будущего жениха и, соответственно, невесту.

Перед сном девушки бросали пояс на трубу или на брус и говорили: «Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться». После этого старались сразу заснуть. Во сне им должен был явиться тот, который должен стать мужем.

Одним из страшных, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Естественно, что решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка.


Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения « толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом».


Вдобавок к этому на окнах, дверях, ставнях рисовали мелом кресты. Это было необходимо, так как, по народным поверьям, канун Крещения (вечер 18 января) являлся знаменитым «крещенским вечерком» — временем разгула нечистой силы. Люди верили, что она так и норовит проникнуть в дом оборотнем в любом обличье. Если не поставить в Крещенский сочельник креста на дверях, то быть беде, считали в старину.

В случае, если не сумели защитить вовремя свой дом и впустили нечистую силу, избавиться от ее проказ можно было следующим образом. В полу дома находили сучок, который не обязательно должен был выступать над полом, а мог быть просто обозначен в доске. Безымянным пальцем правой руки обводили сучок треугольником, затем наступали на него левой ногой и произносили: « Христос воскрес, а не ты, бес. Аминь».

Особенно опасен в крещенскую ночь был оборотень Огненный змей, который являлся девушкам в виде прекрасного юноши. В народе говорили, что если Огненный змей полюбит девушку, эта любовь неисцелима вовек. «Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, — предупреждали старушки молодых девушек о появлении красавца. — Умеет оморочить он, злодей, душу, умеет говорить речи, заиграет он, безжалостный, девичьим сердцем, затомит девицу в горячих объятиях. От его поцелуев горит девушка румяной зарей. Без него девушка сидит в тоске, без него она сушит себя».


Уберечься от посещения оборотня-красавца можно, начертив на дверях крест или насыпав на печную загнетку собранного в крещенский вечер снега.

Так как в современных квартирах довольно сложно найти печные загнетки, рекомендуют поутру в день Крещения умыться снеговой водой: по примете, от этого «без белил белыми бывают, без румян румяными».

Можно не ограничиваться умыванием, а попробовать искупаться в проруби, тем более что издавна на Руси был обычай купаться в проруби на Крещение, несмотря на то, что крещенские морозы считались самыми жестокими. Особенно старались умыться, облиться или искупаться в проруби те, кто гадал в ночь под
Новый год, на Святки и на Крещение, тем самым они как бы смывали грех, потому что гадания всегда считались сговором с нечистой силой.



С праздником Крещения связано на Руси много поверий о судьбе человека. Так, если кто-нибудь крещен в этот день — быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если в этот день сговорятся о будущей свадьбе.

«Крещенское рукобитье — к счастливой семье», — говорили в народе.
20 и 21 января — «отдание Святок». Это были дни святого Иоанна Крестителя, Василисы и Емельяна (Емельяна преподобного и Василисы-мученицы). Если кто успел подхватить простуду, то может вылечиться в этот день травой лихоманником (ее называют также «петров крест», «сердечная» или «василиса»).

Святочные гуляния заканчиваются, а по пословице— «Кто празднику рад, тот до свету пьян», после чего наутро наступает всеобщее радостное похмелье. Тем более что на Емельяна — Василису принято было угощать кума с кумой, что сулило благополучие крестникам.

Заканчиваются Святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством иорданью — водосвятием на Крещение.


Коляды представляли собой своеобразный обряд прощания. А вообще последним колядным днем считалось 21 января, когда праздновались проводы Коляд. На этом Коляды заканчивались, оставаясь в памяти ярким и красочным событием зимы. А впереди были тяжелые дни работы, борьба за выживание, проблемы, сбор урожая, посиделки. Круговорот жизни бесконечен: и следующие Коляды ждали с нетерпением и сладким чувством приближения праздников.

  Ответить с цитированием
Старый 29.12.2011, 00:02   #30
Форумчанка
 
Аватар для Litta
Дополнительная информация
По умолчанию

Тааак, девушки, признавайтесь, кто будет на жениха гадать ? Смотрите, сколько тут практических советов !
  Ответить с цитированием

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Вкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Основано княжество Лиманское - место сбора сил АНДРЕЙ ИОАНН Белое движение 76 20.10.2012 18:28
Мечты и реалии нашей жизни Gereford Вяземские ведомости 1 03.12.2011 03:00
Парадоксы нашей власти Stek Вяземские ведомости 2 07.07.2011 10:41
Чудеса в нашей жизни Lisa Мистика, ужасы 13 30.05.2010 19:53
Стереотипы в нашей жизни. Lisa Флудилка 28 18.03.2010 19:11


Текущее время: 16:29. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
zCarot