Религия Форум религии и вероисповедания. Обсуждение благочестия, набожности, святынь, предметов культа, веры или отрицания бога |
03.12.2011, 16:50 | #1 | ||
Волонтер
|
Язычество - место в нашей жизни...
Раньше по этому вопросу никогда не задумывалась. Задумалась об этом только недавно, когда ко мне в руки попали книги о язычестве. Просто ради интереса взяла полистать. На самом деле, хоть наша религия и христианство, язычество прочно живёт в нас до сих пор. По крайней мере во мне точно: я хожу в город на праздник Масленицы, была на празднике Ивана Купалы, когда его праздновали на В.-Брянской, под Рождество с родными ходили колядовать к соседям, сделали им сюрприз, так сказать. А это, как известно, языческие праздники. Вот и решила создать данную темку и немного написать об истории, традициях, мифах данного верования.
Начну с небольшого раздела про славян из книги по истории (Иллюстрированная история России VIII – XVIII вв. / Алферова И. В. и др. Смоленск: Русич, 2007. стр. 12-15) До Х века восточные славяне, как и все другие древние народы, верили во многих богов. Вся природа, по убеждению наших предков, была живой и населялась духами, добрыми и злыми. Эти духи, помогавшие человеку или, наоборот, мешавшие ему, жили повсюду – в лесах, реках, болотах. Несомненно, самыми полезными духами были те, которые защищали человека, - «берегини». К ним относились в первую очередь «навьи» - предки, пращуры и женщины-прародительницы – «роданицы». Одним из основных божеств у восточных славян был Род. Не случайно в славянских языках имеется множество слов с этим корнем: род, родичи, природа, народ, Родина, урожай, родня, родить. Это божество имело ещё одно имя – Род-Свят, или Род-Святовит. Род-Святовит представлял собой Вселенную со всеми ее мирами: верхним – небесной твердью, средним – где жили люди, и нижним. Он дал жизнь всей живой природе и создал неживую. Но природными стихиями управляли другие боги. Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции предков. До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. Сейчас о язычестве в школах не говорят ни слова. О язычестве не имеют представления не только ученики, но и учителя. А между тем школьную программу надо бы начинать со сказки, песни, мифов своих предков. Мифы – первичный пласт культурной жизни человечества, в них черпают своё начало религия, наука, искусство. Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных – пращуров и т.д. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях ( лодьях), отправляя их души в небесное плавание, полагая, что, если тело сжечь, - душа быстрее поднимется на небо и там преставится каждая в своей звезде (отсюда - преставиться). По представлениям древних славян на небе жили высшие боги, на земле – духи природы, под землёй обитали злые демоны. Вероятно, такая структура возникла не сразу. Вначале был культ духов природы, духов покровителей человека, духов предков. Затем сформировались образы богов, список которых постепенно пополнялся. Человек совершенствовался, а духи и боги всё более очеловечивались. Слияние язычества и христианства Тысячу лет на нашей земле властвует христианство. Если бы оно пришло на голую землю, оно бы не укоренилось так прочно. Оно легло на подготовленную духовную почву, имя ей – вера в Бога. Язычество и христианство при том, что можно найти в них самые противоположные позиции по отношению к тем или иным явлениям (например, к жертвоприношениям, к понятию греха, врагам), роднит главное: и то, и другое – вера в Бога – создателя и хранителя всего видимого нами мира. Древние славяне не отделяли богов от сил природы. Они поклонялись всем силам природы: большим, средним, малым, Всякая сила была для них проявлением бога, бог был для них всюду. Свет, тепло, молния, дождь, родник, река, ветер, дуб, дававший им пищу, плодородные земли и т.д. Всё это большое и малое, дававшее и двигавшее жизнь, было проявлением бога и вместе с тем самим Богом. Менялся человек, менялось мышление, усложнялась, менялась и вера. Христианство, пришедшее на Русь с мечом князя Владимира и растоптавшее языческие капища и святыни, не могло противостоять этике народа, его эстетическим пристрастиям, не могло не учитывать сложившийся регламент жизни. Так Пасха - оптимистический праздник христианского спасения и воскресения – соединилась с языческой Радуницей – днём памяти предков и всех умерших. В христианстве не принято было поминать умерших едой – это чисто языческая традиция, но именно она сейчас взяла верх. Даже семьдесят лет атеизма не вычеркнули из регламента жизни православного славянина день, когда он привык поминать умерших родных. В разгул самых ужасных вакханалий союза воинствующих безбожников, в годы войны, голода людской поток на кладбище в дни пасхи не прерывался, ибо этой традиции не тысяча, а несколько тысяч лет. Таким образом, не только христианство влияло на язычество, но и наоборот. Через тысячелетие христианства благополучно прошёл языческий праздник – масляница . Это проводы зимы и встреча весны. Язычники испекали блин – символ жаркого весеннего солнца – и съедали его горячим, наполняя, таким образом, себя солнечной энергией жизни, солнечной силой и здоровьем, которых должно было хватить на весь сельскохозяйственный годовой цикл. Часть печева давали животным, не забывая помянуть и души умерших. Зимние и летние святки – игры в честь бога Световида в период поворота солнца на лето или на зиму также не совсем забыты. Летние святки отчасти слились с христианской Троицей, а зимние – с рождественскими праздниками . Примеры слияния праздников и отдельных богов можно приводить ещё. Таким образом, и та, и другая вера от изначального своего естества претерпели немало изменений и теперь уже существуют слитно и монолитно, получив не случайно название Русское Православие . Все нынешние споры и том, что лучше – язычество или христианство? - беспочвенны. Ну допустим, язычество лучше. И что? Ведь его нет в чистом виде, в широконародной вере, в широком знании. Спросите у людей, кто знает, как называется славянский бог солнца? – никто не скажет. Также и христианство – его раскололи на множество течений: католичество, лютеранство, григорианство и т.д. Единственно приемлемо для современного русского человека – вернуться к Русскому Православию. Но это не значит, что надо считать всё дохристианское негодным и никчёмным. Язычество нужно изучать как древнейший период нашей культуры, младенческий и молодеческий период жизни наших пращуров, что укрепит наш дух, даст каждому из нас прочность духовно-национальной почвы, которая поможет выстоять в самые тяжёлые моменты бытия. |
||
03.12.2011, 16:56 | #2 | ||
Канцлер
|
Это к ВВСу он у нас тут местный специалист по Макошам... Причём знаменитость, пострадавший за свои религиозные убеждения.
|
||
03.12.2011, 17:04 | #3 | ||
Волонтер
ТС
|
Раз уж начала писать о язычестве, то напишу и о сегоднешнем празднике. Сегодня у славян отмечается праздник День памяти богатыря Святогора
Подробнее об этом богатыре я напишу потом как-нибудь, сегодня дам только краткое описание. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — русские богатыри, о которых сложено немало прославляющих былин. Среди богатырей земли русской известен еще один человек-великан — Святогор. Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса, который выступает в некоторых встречах с Ильей Муромцем. Святогора в былинном эпосе представляют огромным великаном, «выше леса стоячего». Его тело с трудом вынашивает мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а проживает на высоких Святых горах. Если Святогор пускается в дорогу, то мать-сыра земля сотрясается — леса колышутся и реки выливаются из берегов. Ко времени первых столкновений с печенегами относится боярский курган Гульбище, в котором с большим почетом похоронен знатный богатырь Святогор. Его вещи и оружие имеют огромные размеры — они в полтора-два раза больше, чем вещи обычных людей. Этот Великий богатырь был ярко описан в Славянском эпосе, в былине об Илье Муромце. Там его размеры и сила преувеличены, но этот человек-великан на самом деле ходил по земле русской. ссылка ссылка на видео Кстати, кто смотрел современный мультик "Алёша Попович и Тугарин Змей", именно в доме этого богатыря заночевали герои мультфильма. Добавлено через 1 минуту Спасибо, я в курсе. Тогда русские народные сказки вообще нельзя давать читать детям. Там одно язычество |
||
03.12.2011, 17:10 | #4 | ||
Канцлер
|
|
||
03.12.2011, 17:31 | #5 | ||
Волонтер
ТС
|
Сомневаюсь Я незря начала эту тему. Очень много устоев и традиций в нашей современной жизни идут от славян. Хотя лет прошло очень много. Я например, об этом не знала.
Добавлено через 13 минут Хочу рассказать об одном славянском мифе. Называется он АИСТ. - Мама, откуда я взялся??? - Тебя принёс нам аист))) А это ведь языческий миф. Птица, занимающая в верованиях славян особое место, что обусловлено ее величественным внешним видом и обычаем селиться вблизи людского жилья. В легендах, народных обрядах и приметах отражены характер, повадки аиста и связанные с ними мифические свойства и способности. Наиболее распространенный миф об аистах приписывает птицам роль вестника, сообщающего о скором появлении на свет ребенка. Согласно приметам, в доме, над которым кружит аист, можно ожидать прибавления. По поверьям западных славян, аисты приносят детей из болота в корзине или узелке и спускают в дом через печную трубу. В белорусских деревнях дети просили у аиста маленького братика или сестричку, оставляя на окошке миску с сыром. Важную роль играла эта птица и как покровитель новорожденного. На родины непременно приходил ряженный аистом человек с поздравлением и обереж-ными заклятиями. Эти поверья связаны с легендой о возникновении на свет аиста, согласно которой Бог собрал всех ползучих гадов в мех, дабы их уничтожить. Он позвал человека и повелел бросить мех в огонь или воду, но любопытство побудило человека развязать мешок, и змеи снова расползлись по земле. Разгневанный Бог превратил руки, развязавшие мех, в крылья, спустил с пристыженного человека штаны и загнал в болото снова собирать змей и прочих гадов. От холода у человека-аиста покраснели нос и ноги, и Бог сжалился и оставил ему из одежды белую рубаху да черную жилетку. Миф о человеческом происхождении аиста отразился также в поверьях о душе аиста, о его способности понимать человеческий язык, плакать. Аисту часто дают человеческие имена — Иванько, Михаль, Борис. Множество народных примет связано с весенним прилетом аиста. Встреченный первым аист мог стать источником здоровья. Завидев его, следовало побежать, чтобы не болели ноги, прислониться к чему-либо деревянному, чтобы не болела спина. Исполнителями обрядов по случаю весеннего прилета аиста часто являются дети. Они подбрасывают в небо особые хлебцы с изображением аистовой ноги и просят об урожае. Подбрасывание кошелька сулит прибавление денег. Однако встреча с аистом не всегда приносит добрые вести. Если увидишь первым стоящего неподвижно аиста, это к засухе, безбрачию и даже смерти. А вот пара аистов предвещает близкое замужество. Ряд примет изображают аиста в качестве предвестника непогоды. В польских и болгарских поверьях аист собирает или разгоняет грозовые тучи, может наслать молнию и град, ливень или засуху. Играющую такую важную роль птицу всячески привечают, привлекают на подворье, устанавливая на шесте или засохшем дереве колесо или борону для гнезда. Дом, в котором гнездятся аисты, считается благословенным, охраняемым, а селение, где нет ни одного аистова гнезда, — проклятым. Страшные кары ждут того, кто разорил гнездо или погубил аиста, и наименьшая из них — пожар. Считают, что аист может принести в клюве и бросить в солому тлеющую головню, чтобы отомстить за обиду. Мотив связи аиста с огнем отражен также в легенде о происхождении аиста от курильщика. Гибель аиста может привести к падежу скота у обидчика, увечью или смерти близкого ему человека. У многих народов аиста почитают как чудесную птицу. Красивая легенда, бытующая у южных славян, повествует о том, что, улетая на зиму, аисты живут в краю волшебных озер. Окунувшись в одно из них, аист превращается в человека. Когда же приходит пора, человек погружается в другое озеро, снова становится аистом и улетает к местам гнездовья, ибо только так он может продолжить свой род. Этот светлый и в то же время печальный миф о воле и уплаченной за нее цене в очередной раз свидетельствует о близости человека и природы. Последний раз редактировалось Юка; 03.12.2011 в 17:41. |
||
04.12.2011, 01:36 | #6 | ||
Консультант
|
|
||
04.12.2011, 18:46 | #7 | ||
Волонтер
ТС
|
Славянский миф – Алёша Попович В русской мифологии, богатырь, входивший в богатырскую троицу вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем. Родился в Ростове, в семье священника Левонтия (согласно другим преданиям — Федора). Его появление на свет сопровождалось небесным громом. Едва родившись, «Алешенька Чудородым млад» попросил у матери благословения «погулять по белу свету». С рождения мог сидеть в конском седле и управлять конем, владел копьем и саблей. Его главный подвиг — победа над Змеем Тугариным, которого он встретил по пути в Киев. Тугарин грозил Алеше задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнем-пламенем, застрелить головнями, проглотить живьём. Первый бой между Алешей и Тугариным закончился безрезультатно, Тугарин взлетел к поднебесью на своих бумажных крыльях. Но затем крылья вымокли под дождем и стали бесполезными. Одолев Тугарина во втором бою, Алеша рассек его труп и разметал «по чисту полю». Согласно другим былинам, сходный бой произошел у Алеши Поповича и со Ским-зверем, во многом схожим со Змеем Тугариным. Когда Алеша прибыл в Киев ко двору князя Владимира Красное Солнышко и сообщил об убийстве Тугарина, это известие сильно опечалило жену Владимира, княгиню Апраксу. Апракса поддерживала любовную связь с Тугариным, «сажала его на свою кровать». Опечалившись, Апракса упрекнула Алешу зато, что разлучил ее с «другом милым». В Киеве Алеша стал крестным братом Илье Муромцу и Добрыне Никитичу. Влюбившись в Настасью Никулишну, жену Добрыни Никитича, Алеша распространил ложный слух о гибели Добрыни. Князь Владимир согласился выступить сватом Алеши и лично упрашивал Настасью Никулишну выйти замуж за Алешу. Настасья Никулишна согласилась против воли. Но на брачном пиру появился Добрыня Никитич, переодетый скоморохом, и изобличил Алешу во лжи. Добрыня хотел поквитаться с Алешей, но их примирил Илья Муромец, напомнивший обоим, что они — «крестовые братья». После неудачного сватовства к жене Добрыни Никитича Алеша опозорил Настасью Збродовичну, сестру грозных братьев Збродовичей. Братья Збродовичи в отместку за честь сестры пытались убить Алешу. Когда это не удалось, они решили отсечь голову самой сестре, опозорившей их имя. В самый последний момент, когда Настасья Збродовична уже готовилась расстаться с жизнью, Алеша Попович попросил братьев Збродовичей не губить сестру, а отдать ему в жены. Братья Збродовичи согласились. В отличие от своих «крестовых братьев» Ильи Муромца и Добрыни Никитича, Алеша не обладал большой силой. В некоторых былинах подчеркивается его слабость, говорится, что он был хромым. Но ему было свойственно мужество и находчивость, сметливость и хитроумие. В числе недостатков Алеши Поповича — хвастовство, кичливость, излишнее лукавство и увертливость. Его шутки были порой не столь веселы, сколь злы и коварны, и поэтому товарищи-богатыри иногда высказывали ему свое порицание и осуждение. Это привело к ссоре Алеши Поповича с Ильей Муромцем. Их примирил Добрыня Никитич. Алеша Попович сходен с Волхом обстоятельствами своего рождения и такими чертами характера, как хитрость и ловкость. Его историческим прототипом считается Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1 224 году. Образ Алеши Поповича запечатлен в картине В. Васнецова «Богатыри» (1881 — 1898), он является одним из персонажей фильма «Илья Муромец» (1956 год, режиссер А. Птушко). |
||
05.12.2011, 10:22 | #8 | ||
Волонтер
ТС
|
Славянский миф - Добрыня Никитич В русской мифологии, второй по значению после Ильи Муромца богатырь. Родился в Рязани. Сын богатого «гостя» Никиты Романовича, который умер, когда Добрыня еще находился во чреве матери, Амелфы Тимофеевны. Благодаря материнскому воспитанию научился «вежеству», пению, игре на гуслях и в шахматы, меткой стрельбе из лука. Еще в ранней юности «стал молоденький Добрынюшко Микитинец на добром коне в чисто поле поезживать... малых змеенышей потаптывать». Возмужав, поступил в свиту киевского князя Владимира Красное Солнышко, выполнял непосредственные поручения князя. Позднее по желанию княгини вел переговоры с каликами перехожими. Вместе с Василием Казимировичем по воле князя Владимира ездил собирать дань в Орде. Для совершения своего главного подвига, уничтожения Змея Горыныча, отправился к месту его обитания на Пучай-реке. Несмотря на предупреждение матери и красных «девушек-портомойниц», вступил в воды враждебной ему Пучай-реки. Из первой речной струи «огонь секся», из второй «искра сыпалася», из третьей «дым столбом валил». Когда четвертая, «относливая», струя вынесла Добрыню на середину реки, прилетел Змей Горыныч, который «дождил дождем» и сыпал огненными искрами на безоружного богатыря. Добрыня несколько раз нырял в глубь реки, прежде чем оказался на берегу, где, вступив в поединок, сокрушил Змея «шапкой земли греческой». Когда Змей упал на «сыру землю», Добрыня собрался уже срубить «змеищу» головы, но тот все же вымолил пощаду у богатыря. Добрыня отпустил Змея с уговором никогда впредь не вредить «земле русской». Однако Змей вероломно нарушил свое обещание и, пролетая над Киевом, похитил любимую племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Князь поручил Добрыне освободить ее. Добрыня достиг «нор змеиных» (пещер), спустился в них, освободил Забаву Путятишну и «полоны русские». После этого Добрыню заманила к своему дому Маринка, «отравщица», «зельница», «кореньщица» и «чародейница». Маринка изготовляла приворотные зелья, срезала следы с земли и сжигала их с целью нанесения вреда, употребляла колдовские чары, обращая людей в животных, сама оборачивалась сорокой. Была любовницей Змея Тугарина. Ее дом находился в дурном месте — в Маринкином переулке, в татарской слободе. Подойдя к ее дому, Добрыня Никитич увидел целующихся у окошка Маринку и Змея Тугарина. Пустив стрелу, он убил Змея Тугарина. Маринка предложила ему себя в жены. Добрыня удержался от соблазна, и Маринка пустила в ход свои колдовские чары. Опоив богатыря отравой, она сумела женить на себе Добрыню, но их венчание происходило не у алтаря, а в поле, у ракитового куста. Затем Маринка превратила Добрыню в «гнедого тура». На помощь сыну пришла мать Добрыни, Амелфа Тимофеевна. Маринка, обернувшись птицей, полетела к Добрыне-туру и пообещала вернуть ему человеческий облик, если он женится на ней. Добрыня согласился, но, вернув себе прежний облик, убил Маринку, обратил ее в «кобылу водовозную» (по другим вариантам — в сороку, в «суку долгохвостую»). Вместе с богатырем Дунаем Ивановичем он ездил к литовскому королю сватать его старшую дочь Апраксу-королевишну за князя Владимира. Вызволил своего друга Дуная из «погребов глубоких», куда его засадил литовский король. После этого женился на Настасье Никулишне. Уезжая в «чисто поле» в поисках «супротивничка», завещал жене ждать его 12 лет и лишь после этого выходить снова замуж, но только не за своего «крестового братца» Алешу Поповича. Настасья Никулишна верно ждала своего мужа, но Алеша Попович принес ей ложную весть о гибели Добрыни, а князь Владимир Красное Солнышко в качестве свата просил ее выйти замуж за Алешу. Настасья была вынуждена согласиться против воли. Во время свадебного пира появился Добрыня в одежде скомороха и попросил разрешения поиграть на гуслях — и тогда Настасья узнала в неизвестном певце мужа. Согласно другой былине, Настасья узнала мужа по кольцу, которое Добрыня бросил в чашу, врученную им жене. Добрыня намеревался расквитаться с Алешей за обман, но присутствовавший на пиру Илья Муромец выступил примирителем, напомнив обоим, что они «братья крестовые». Все присутствующие на пиру гости единодушно признали моральное превосходство Добрыни и неправоту Алеши Поповича. Впоследствии Добрыня Никитич входил в богатырскую троицу, вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, которая выезжала в «чисто поле» «оберегать землю русскую» от набегов кочевников. Сюжет борьбы Добрыни со Змеем Горынычем аналогичен змееборческим сюжетам в христианских легендах о святом Георгии-Победоносце и святом Федоре Тироне. Сюжет, связанный с присутствием Добрыни на свадьбе собственной жены, аналогичен повествованию о присутствии Одиссея на пиру среди претендентов на руку его жены Пенелопы. В позднейших научных исследованиях образ Добрыни Никитича связывали с личностью реального Добрыни, дяди и ближайшего сподвижника киевского князя Владимира Святославича (980— 1015). Так, былина о сватаний Апраксы-королевишны у литовского короля связана с историческим эпизодом, засвидетельствованным летописью, — Добрыня безуспешно ездил к полоцкому князю Рогволоду сватать его дочь Прадславу за своего племянника. Былина о победе Добрыни над Змеем Горынычем в преобразованном виде отражает историческую ситуацию, связанную с крещением Руси. Реальный Добрыня принимал активное участие в насильственном крещении киевлян и новгородцев, в связи с чем существовала пословица: «Путята крестит мечом, а Добрыня огнем». Так как Змей отождествлялся в этих былинах с язычеством, то победа над ним с помощью «шапки земли греческой» связана с приходом христианства из Византии-Греции. Ныряние Добрыни Никитича в струях Пучай-реки отождествлялось с крещением киевлян в устье реки Почайна в Киеве. Его образ запечатлен на картине В. Васнецова «Богатыри» (1881 — 1898), он стал персонажем фильма «Илья Муромец» (1956 год, режиссер А. Птушко), мультипликационных фильмов. |
||
06.12.2011, 13:22 | #9 | |||||||
Волонтер
ТС
|
Ну за самый первый текст я принесу в качестве доказательства книгу, купленную мной в Вязьме, заметьте детскую, по истории
Ну а вообще, согласно с мнением Shade: Цитата:
P.S. Я уже привыкла к таким угрозам, Вами теперь всех пугают Добавлено через 46 минут Славянский миф - Илья Муромец В русской и белорусской мифологии, богатырь, герой былинного цикла, предводитель всех русских богатырей. Сын крестьян Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны. Родился в селе Карачарове, возле города Мурома. Был от рождения «без рук, без ног», 30 лет просидел сиднем на печи. В отсутствие родителей приходят «две калеки перехожи» («калики убогие») и просят Илью открыть ворота. Тот ссылается на свою болезнь; однако ж, когда попросили его второй раз, «вставал Илья на резвы ноги» и впустил калик в дом. Они дали Илье выпить «чару питьица медвяного», от которого «богатырско его сердце разгорелось... и он услышал во себе силушку великую». Калики предрекли Илье богатырские деяния и то, что смерть ему «на бою не писана», но предостерегли его от боя со Святогором, Микулой Селяниновичем и с Волхом Вольгой Сеславичем. После ухода калик Илья выбрал себе коня и отправился на нем в Киев, ко двору князя Владимира Красное Солнышко. Повстречав в чистом поле Святогора, мерялся с ним силой, но Святогор оказался сильнее. Богатыри стали «крестовыми братьями»; они разъезжали по Святым горам, затем остановились у Святогора, жена которого безуспешно пыталась соблазнить Илью. Умирая, Святогор передал Илье часть своей силы. По пути в Киев Илья встретил Соловья-разбойника, который сидел «на девяти дубах» и пытался запугать богатыря «шипом змеиным, ревом звериным». Каленой стрелой Илья поразил Соловья в правый глаз и привязал его к седельной луке. Жена Соловья с детьми безуспешно просила Илью отпустить мужа. Удивившись тому, что все дети Соловья «во единый лик», Илья услышал, что Соловей женит своих детей между собой, чтобы «Соловейкин род не переводился», и после этого «прирубил у Соловья всех детушек». Затем освободил от вражеской «силушки великой» Чернигов, замостил мосты через реку Смородину. Прибыв в Киев, показал при дворе князя Владимира Соловья-разбойника, заставив его шипеть по-змеиному и реветь по-звериному, после чего убил Соловья за его преступления. Вскоре в Киев пришла весть, что в Царьград «наехало проклятое чудишшо» Идолище Поганое, которое сковало царя Костянтина Атаульевича и княгиню Опраксею. Илья поспешил из Киева на помощь царю Костянтину и вызвал Идолище на поединок, но, отправившись на бой, совершил просчет — не взял булатной палицы, а только саблю, которой не мог сразить Идолище. В конце концов Илья убил «проклятое чудишшо» «шапкой земли греческой» и освободил Царьград. В это время, воспользовавшись отсутствием богатыря, к Киеву подошел «из орды Золотой земли» «со своею силою поганою» татарский Калин-царь, который послал к князю Владимиру татарина с «ерлыками скорописчатыми», требуя сдать город без боя. Внезапно приехавший Илья Муромец предложил растерявшемуся Владимиру одарить Калина-царя тремя мисами — золота, серебра и жемчуга. Вместе с князем, переодевшимся поваром, Илья пришел с дарами к Калину-царю и потребовал, чтобы татары отошли от Киева. Калин-царь приказал связать богатыря и «плюнул Илье во ясны очи». Освободившись от веревок, Илья схватил татарина за ноги «и зачал татарином помахивати: куда ли махнет — тут улицы лежат, куцы отвернет — с переулками». Калина-царя он «ударил о горюч-камень, расшиб его в крохи». После этой победы Илья совершил дальние поездки в «Индею богатую», в «Карелу проклятую». Повстречавшись с разбойниками, делящими награбленную казну, богатырь убил «всех разбойников, сорок тысяч подорожников». В поединке с Добрыней Никитичем потерпел поражение. Выйдя победителем, Добрыня Никитич сел «на белы груди» Ильи и перед тем, как его убить, спросил имя противника. Узнав, что бился с самим Ильей Муромцем, Добрыня поцеловал его, попросил прощения и обменялся с ним нательными крестами. Илья совершил путешествие с Добрыней на Соколе-корабле, в завершении которого поразил стрелой насмерть «турецкого пана» Салтана Салтановича. Примирил Добрыню с Алешей Поповичем, пытавшимся жениться на жене Добрыни. После этого три богатыря часто выезжали вместе в «чисто поле» в поисках «супротивничков». Позднее Илья и Алеша Попович рассорились и разъехались. Однажды Владимир Красное Солнышко забыл пригласить богатыря к себе на «почестей пир», и Илья, осерчав, выстрелил из лука «по большим церквам», «по чудным крестам», «по маковкам золоченым», которые были снесены в «царев кабак» и пропиты вместе с «голями кабацкими». Заметив отсутствие Ильи на пиру, князь послал за ним Добрыню Никитича, и только поэтому Илья Муромец решил прийти на зов княжеский. Посаженному по клевете целовальников в «глубок погреб» Илье помотана княгиня Апракса, которая тайно кормила и поила его сорок дней. Узнав об отсутствии Ильи, к Киеву подошел с войском татарский царь Ковшей, который потребовал сдать город. Владимир был сильно напуган, так как полагал, что Илья уже умер от голода. Апракса призналась мужу в обмане, князь выпустил богатыря на свободу и попросил о помощи. Илья ответил, что готов служить «за веру христианскую», «за землю русскую», «за Киев-град», «за вдов, за сирот, за бедных людей, за Апраксию», но не «для собаки-то князя Владимира». После этого он разгромил вражеское полчище, убил царя Ковшея и заставил татар платить дань. Обойденный во время общего одаривания из-за интриг бояр, пытавшихся оклеветать его перед князем Владимиром, Илья вел себя дерзко и буйно. Не боясь последствий, предостерегал князя от неверных действий. Как богатырь, совершивший наибольшее число подвигов, получил право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед князем Владимиром. Женился на Златогорке, которая родила от него сына Сокольника и дочь Поляницу. Сын был похищен татарами и воспитан как богатырь-«нахвальщик». Спустя годы Илья и Сокольник, не узнанный отцом, сошлись в поединке. Илья одолел сына и собрался его убить, но в последний момент узнал Сокольника. Согласно другим былинам, с Ильей билась его дочь. Незадолго до смерти Илья нашел клад, отдал его князю Владимиру, монастырям и церквам, затем удалился в киевские пещеры в «каменных горах» и там, подобно другим богатырям, «окаменел». В различных былинах назывался также Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшку Ильюшенька, Илью-шунька, Илюха, Илейко, Илеюшка, Елейка, Илья Иванович, Илья сын Иванович, Илья свет Иванович, Илья Иванов сын и др. В позднейших сказаниях противниками Ильи Муромца, помимо Калина-царя и Ковшея, выступали татарские цари Батый Батыевич, Кудреванко, Бадан и Скурло. Часто встречающийся в его описании эпитет «старый», «старой» подчеркивал сочетание уверенной силы, нравственного опыта и житейской мудрости. Изображался седобородым стариком, едущим по полю на белом коне. С его образом отождествлялись, сила, мужество, верность, опытность и миролюбие. Запечатлен на картине В. Васнецова «Богатыри» (1881 — 1898). Персонаж советского фильма «Илья Муромец» (1956 год, режиссер А. Птушко). В белорусских народных сказках выступал под именем Ильюшки, который родился в семье коваля (кузнеца) и ковалихи. Появился на свет могучим, но «безногим». Чудесным образом излечившись, вырывал дубы с корнями и бросал их в реку Десну (в других сказках — Дунай, Днепр). Запруженная на семь верст река вышла из берегов и грозила затопить весь свет. Ильюшка обратился к Господу с просьбой дать ему столб до неба, чтобы он мог перевернуть землю «вверх ногами». Отец-кузнец изготовил для него булаву, с которой Ильюшка вступил в поединок со Змеем, скрывавшим свою добычу за каменной стеной. Победив Змея, женился на дочери короля. После смерти стал святым Ильей-громовержцем. Этот образ близок древнерусскому Перуну, святому Георгию-Змееборцу. Вместе с тем его крестьянское происхождение, расчистка земли под поле, духовная связь с землей сближает этот образ со святым Ильей, покровителем плодородия. Мощи Ильи Муромца
Последний раз редактировалось Stek; 06.12.2011 в 23:31. Причина: добавлено |
|||||||
08.12.2011, 10:19 | #10 | ||
Волонтер
ТС
|
Выше я писала, что 3 декабря у славян отмечался праздник День памяти богатыря Святогора. Кто же он такой, этот богатырь...
Славянский миф - Святогор В русской мифологии, герой-воин. Сын Рода, Творца Вселенной, и Матери-сырой земли. Родился в Святых горах (отсюда имя — Святогор). В начале времен охранял столб, который поддерживал небесный свод. Затем правил в Царь-граде. От Мокоши узнал, что ему суждено жениться на чудовище, обитавшем за морем. Отравившись искать свою суженую, приплыл на остров, где стоял обезлюдевший город с обветшавшими домами. Там увидел на развалинах храма змею. Ужаснувшись, ударил ее мечом и, чтобы замолить этот грех, оставил на алтаре храма золотой алтын, после чего отплыл с острова. Но змея не умерла; после отплытия Святогора с острова она превратилась в прекрасную царицу Пленку. Прежде она была заколдована Царем Морским, за которого отказалась выйти замуж. Золотой алтын Святогора, который Пленка пустила в оборот, принес ей неисчислимые богатства. Ее город вновь стал многолюдным, в нем были построены прекрасные дворцы и храмы. Снарядив караван кораблей, нагруженных золотом и драгоценными камнями, Пленка отправилась торговать в Царьград, где повстречала Святогора. Они поженились. От их брака родилось много дочерей Пленкинь, от которых вели свой род многие народы. Проведав путь в Ирий, небесное царство богов, Святогор взгромоздил гору на гору, поднялся на небосвод и прошел по звездной дороге к трону Вышеня, которого упросил сделать его сильнее и мудрее всех богов и духов. Вышень исполнил его желание, но предупредил, что Святогора пересилит камень и что ему не уберечься от человеческой хитрости. Святогор похвалялся, что поднял бы землю, если бы «тяги нашел». Владел «Вещерской книгой», которая «все ему рассказывала». Отдал одну из своих дочерей, Мерю, за человека Вана, который перехитрил его. Испытать силу Святогора приезжал Перун, но не смог осилить его и побратался с ним. Повстречав однажды Белеса с «сумой переметной», спросил, что он несет. Велес предложил ему поднять «суму» — Святогор чуть приподнял ее и увяз по пояс в земле. В «суме» оказался черный камень, вобравший в себя всю «тягу земную». Сбылось предсказание Вышеня, и побежденный камнем Святогор обратился в гору, позднее названную Арарат. В позднейших былинах Святогор выступал в качестве так называемого «бесполезного» богатыря, носителя чрезмерной и бессмысленной силы, не совершавшего достойных подвигов. Повстречавшись с Ильей Муромцем, позволил тому трижды ударить себя палицей, сравнивая его удары с укусом «комарика», затем положил его в карман вместе с конем. Вместе с Ильей Муромцем примерял каменный гроб, встреченный ими в пути. Гроб оказался впору Святогору, однако он не смог выбраться из него, так как не сумел снять крышку. Перед смертью с дыханием передал Илье Муромцу часть своей силы. Обладал большим ростом: «конь его — выше леса стоячего, задевает шлем тучи ходячие». Когда ехал на коне, держал в правой руке орла. Также назывался «Святовит». Аналогичен древнеиранскому камнерукому богатырю Снавидке, погибшему от хвастовства; хеттскому Улликуми. История о его женитьбе на Пленке сходна с древнегреческим мифом об Атланте и Плейоне. Мотив встречи Святогора и Ильи Муромца сходен с другим сюжетом русских преданий — о встрече Дажьбога и Златогорки. Мотив примерки Святогором каменного гроба аналогичен поведению Златогорки, древнеегипетского Осириса. Согласно некоторым предположениям, грандиозный наскальный рельеф времен Переселения народов в Мадаре изображает Святогора в память о завоевании праславянами Балканского полуострова. |
||
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Основано княжество Лиманское - место сбора сил | АНДРЕЙ ИОАНН | Белое движение | 76 | 20.10.2012 18:28 |
Мечты и реалии нашей жизни | Gereford | Вяземские ведомости | 1 | 03.12.2011 03:00 |
Парадоксы нашей власти | Stek | Вяземские ведомости | 2 | 07.07.2011 10:41 |
Чудеса в нашей жизни | Lisa | Мистика, ужасы | 13 | 30.05.2010 19:53 |
Стереотипы в нашей жизни. | Lisa | Флудилка | 28 | 18.03.2010 19:11 |